Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
« Есть люди, которых праведник возвышает словами Торы и молитвой, и есть люди, которых праведник может возвысить только своими разговорами». Биография раввина и праведника.

Раби Моше-Хаим-Эфраим из Сиделкова (Дегель махане Эфраим; 5508—5560 /1748—1800/ гг.) — внук и ученик р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта; см.); один из ведущих идеологов хасидизма.

Сын единственной дочери Бешта — Адели. Воспитывался в Меджибоже у Бешта, который передал ему многие тайны Торы.

После смерти Бешта, последовавшей в 5520 /1760/ году, учился у р. Якова-Йосефа из Полонного (Толдот Яаков-Йосеф; см.) и р. Дов-Бера (Магида из Межирича; см.).

По завершении периода ученичества возглавил общину городка Сиделкова на Волыни.

Последние двенадцать лет жизни провел в Меджибоже.

Написал книгу Дегель махане Эфраим (Знамя стана Эфраима), ставшую вторым по значению, после книги Толдот Яаков-Йосеф, источником учения Бешта.

Материал в этой книге расположен в соответствии с порядком недельных глав Торы.

В этой книге нашло свое законченное выражение хасидское учение об особой роли цадика (праведника) в еврейском обществе. «Когда существует праведник и мудрец, возглавляющий поколение, и весь еврейский мир “привязывается” и “приклеивается” к нему, — писал р. Моше-Хаим-Эфраим, — тогда все евреи становятся мудрецами, ведь все определяется головой» (Дегель махане Эфраим, Балак). Праведник связывает каждого человека с его духовным корнем в высших мирах. «Я слышал от своего наставника и деда, благословенна память о нем, — разъяснял автор, — что духовный рост человека может происходить только с помощью праведников, возглавляющих поколение. И душевные качества человека, и его речь — все это праведник способен возвысить. …И есть люди, которых праведник возвышает словами Торы и молитвой, и есть люди, которых праведник может возвысить только своими разговорами — …даже на житейские темы. И даже если со стороны кажется, что это праздные разговоры, праведник с их помощью возвышает душу своего собеседника» (там же, Мецора).

Цадик, образ которого рисует автор книги Дегель махане Эфраим, подобен лестнице Яакова, соединяющей землю с небом. Постоянно пребывая в состоянии двекут (прилепленности к Б-гу), он, тем не менее, не замурован в четырех стенах дома учения. Нитями совместного служения, в любви и радости, он неразрывно связан с каждым членом своей общины — в том числе, и с самым невежественными и заблудшими ее членами. Таким праведником был Бешт. По утверждению р. Моше-Хаима-Эфраима, «даже рассказывая случаи из жизни и поддерживая праздные разговоры, Бешт в своей ясной мудрости и духовной чистоте служил Б-гу» — ведь о чем бы ни велась речь, Бешт «возносил буквы из мутных глубин к великому свету и очищал их» (там же, Ваешев; Ки тиса).

Автор книги Дегель махане Эфраим умер семнадцатого ияра 5560 /1800/ года, в возрасте пятидесяти двух лет. Похоронен в Меджибоже рядом с могилой Бешта.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?