Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасидизм, Александр Кац, Судить в лучшую сторону
Раби Мешулам-Файбиш бар Аарон-Моше Алеви Геллер (р. Мешулам-Файбиш из Зебаржа; умер в 5555 /1795/ г.) — праведник и кабалист; один из первых выдающихся идеологов хасидизма.
Происходил из рода знаменитого краковского раввина Йом-Това Геллера (см.), автора книги Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това).
Учился у р. Дова-Бера (Магида из Межирича; см.), а затем — у р. Йехиэля-Михла из Злочева (см.).
Хасиды рассказывают, что р. Мешулам-Файбиш имел обыкновение называть каждого человека «цадиком» (праведником) и стремился увидеть в каждом, даже в закоренелом грешнике, лучшую сторону.
Всю свою жизнь р. Мешулам-Файбиш провел в крайней бедности. Однажды зажиточный хасид подарил ему дорогую шапку, отороченную шелком, и р. Мешулам-Файбиш очень ее берег. Однако не прошло много времени, как шапку украли, — ведь дом р. Мешулама-Файбиша всегда был полон самыми разношерстными посетителями. И когда к нему вновь пришел подаривший шапку хасид, р. Мешулам-Файбиш признался ему, что «какой-то праведник, у которого, вероятно, не было своей шапки, забрал подаренную». «Какой же он праведник?! — возмутился хасид. — Ведь в нашей святой Торе написано: “Не кради!” (Шмот 20:13)». «Ну что я могу поделать? — вздохнул в ответ р. Мешулам-Файбиш. — Конечно он праведник! Ведь ясно сказано у пророка (Йешая 60:21): “А народ твой — все праведники!”. Следовательно, и этот человек — праведник!» (Гдолей адорот).
В своей книге Дерехэмет (Путь истины) р. Мешулам-Файбиш изложил основы хасидского учения — в оригинальной интерпретации, воспринятой им от р. Дова-Бера, Магида из Межирича.
В чеканных словесных формулах он запечатлел глубочайшие идеи кабалы, связанные с духовным предназначением человека в сотворенной Вселенной.
«Сотворение неба и земли, — писал он, — представляло собой как бы облачение “небытия” в материальные “одежды” и являлось нисхождением с высшего, духовного, уровня реальности на более низкий. А праведник в своем служении освобождается от материального облачения и, непрестанно размышляя о Б-ге, осознает Творца в Его “самости”, в состоянии “небытия” — как бы до сотворения мира. В своем сознании он возвращается из сотворенного мира к “небытию”, и такое восхождение с низшего уровня реальности на высший — даже большее чудо, чем само сотворение мира… И я слышал из святых уст Магида из Межирича, что Вселенная сотворена лишь ради этого — не ради материальности, но только ради того, чтобы праведный человек мог вернуться к своему истоку и “прилепиться” к Творцу» (Дерех эмет).
Он учил, что в своем духовном служении человек, стремящийся «прилепиться» к Всевышнему, должен пройти через некое «второе рождение» — переходное состояние, подобное «небытию, предшествовавшему сотворению мира». «Как брошенное в землю семя не сможет превратиться в росток, пока не перестанет существовать в качестве семени, — пояснял он, — …так и человек: если он стремится к близости с Б-гом, ему необходимо в своем сознании вернуться к состоянию мира до сотворения, и тогда Всевышний, да будет Он благословен, как бы сотворит его заново, и он станет подобен мощно бьющему роднику и могучей реке, воды которой не пресекаются» (там же).
В последующих поколениях книга Дерех эмет приобрела статус одного из самых аутентичных и авторитетных источников хасидской традиции.
Р. Мешулам-Файбиш Геллер был призван в Небесную Ешиву двадцатого кислева 5555 /1795/ года.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?