Темы: Египет, Алия, С. Бернфельд
Р. Давид бен-Шломо ибн-Ави-Зимра (РАДБАЗ, ок. 1479, Испания – 1589, Цфат) – знаменитый каббалист. После изгнания евреев из Испании родители р. Давида поселились в Цфате, где мальчик получил образование под руководством р. Йосефа Сарагосы.
Впоследствии Радбаз переселился в Каир, где в 1514 году состоял членом бейт-дина под председательством нагида р. Ицхака Шолала. В 1517 году, когда турецкое правительство упразднило должность нагида, Радбаз был назначен верховным раввином Египта. Он прославился учёностью и энергией в упорядочении еврейского общинного быта в Египте. В основанную им йешиву со всех концов стекались слушатели, среди них – р. Бецалель Ашкенази и великий каббалист р. Ицхак Лурия.
В предисловии к комментарию на Песнь Песней р. Ицхак Акриш мастерски обрисовывает личность и характер р. Давида, в доме которого он находил приют в течение десяти лет. Р. Акриш пишет о том, что Радбаз играл видную роль в общественной и политической жизни Египта, ввёл ряд изменений в общинный быт евреев. Среди прочего, он упразднил селевкидское летосчисление.
В возрасте 90 лет Радбаз отказался от должности раввина и отдал большую часть своего состояния бедным, не забыв при этом талмидей-хахамим. Он поехал в Иерусалим, где, однако, оставался недолго, и затем поселился в Цфате. Там он был членом бейт-дина, председателем которого был р. Йосеф Каро. Умер Радбаз в возрасте 110 лет.
Труды Радбаза: «Диврей Давид» - комментарии к «Йад Хазака» Рамбама; «Йекар Тиферет» – ответ Рааваду (р. Аврааму бен Давид) на его критику книги Рамбама «Йад Хазака» и комментарий к тем местам, которые опущены у р. Видаля из Тулузы в «Магид Мишне»; «Клалей а-Гмара» – методология Талмуда; «Ор Кадмон» – каббалистическое сочинение; «Маген Давид» – мистическое объяснение алфавита; «Мецудат Давид» – объяснение 613 заповедей; «Михтам лэ-Давид» – каббалистический комментарий на Песнь Песней; «Кетер Малхут» – молитва на Йом Кипур; «Гилуй лэ-Идрот» – комментарий на «Идрот» с заметками р. Хаима Виталя»; «Диней раба вэ-зута» – комментарий на «Шулхан Арух»; «Шивим паним ла-Тора» (два последних сочинения упоминаются в предисловии к его сочинению «Маген Давид»).
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?