Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся проповедник и кабалист, летописец своей эпохи

Раби Натан-Нета бар Моше Ганновер; убит в 5443 /1683/ г.) — выдающийся проповедник и кабалист, летописец своей эпохи.

Родился в г. Остроге на Волыни. Изучал Тору у отца, а затем в знаменитой ешиве Острога.

В 5408 /1648/ году, когда казаки захватили Острог, отец р. Натана был убит, а ему и членам его семьи удалось спастись и бежать в г. Межирич, а оттуда в Прагу. После долгих скитаний р. Натан прибыл в Амстердам — по пути он выступал во многих общинах с публичными проповедями (драшот), в которых рассказывал о трагедии, пережитой евреями Украины, и призывал сынов Израиля к раскаянию и духовному возрождению.

В 5412 /1652/ году р. Натан Ганновер переехал в Италию и стал раввином портового города Ливорно. Спустя некоторое время он переселился в Венецию и там сблизился с группой кабалистов, изучавших духовное наследие р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.). Эту группу возглавлял цфатский посланец р. Биньямин Алеви.

В этот период р. Ганновер составил сборник молитв и духовных гимнов, написанных им в духе кабалы Аризаля. В сборник, получивший название Шаарей цион (Врата Сиона), были включены песнопения для полуночной молитвы Тикун хацот, а также гимны (пиютим) и элегии (кинот), предназначенные для исполнения в канун новомесячья (Йом кипуркатан), в праздник Шавуот и в день Ошана раба (седьмой день праздника Суккот).

В последующих поколениях этот сборник многократно переиздавался.

В 5413 /1653/ году в венецианской типографии р. Ганновер издал свою историческую хронику Йевен мецула (Трясина), в которой подробно описал все, что видели его глаза в дни восстания казаков на Украине.

«…Началось бегство, — вспоминал он. — Те, у кого была повозка и лошадь, уезжали на них, остальные, побросав все свое имущество, просто убегали с женами и детьми… По всей дороге от Острога до Дубно, на протяжении семи верст, лошади тащили повозки в три ряда… По пути нас нагнали три еврея на конях и сказали: “Враги настигают нас… мы едва спаслись!”. И тогда среди наших братьев началась великая паника — многие женщины и мужчины в суматохе растеряли детей и попрятались в лесах и пещерах». Но осбенно страшна была участь тех, кто не успевал уйти от врага: «С одних казаки сдирали кожу, а мясо кидали своим собакам; другим наносили тяжкие раны, но не добивали, а бросали медленно умирать. Многих закапывали живьем. Грудных младенцев резали на руках матерей, а многих разрывали на части… Иногда сваливали кучи еврейских детей и делали из них переправы через речки для проезда».

Подлинные причины трагедии р. Ганновер, в полном соответствии с еврейской традицией, видел не во внешних обстоятельствах, а в падении духовного уровня общин Украины: отдавшись стяжательству, многие выполняли заповеди только формально. Повествуя о гибели десяти тысяч евреев г. Полонного, автор говорит: «И был среди них мудрец и знаток кабалы по имени р. Шимшон Острополер — к нему ежедневно являлся ангел-вещатель и обучал его тайной мудрости… И еще задолго до катастрофы поведал ангел-вещатель р. Шимшону, что, дабы смягчить приговор Небес, евреи должны совершить великое покаяние. И много раз проповедовал р. Шимшон в доме молитвы, призывая людей к раскаянию. И действительно, во всех городах произошло великое покаяние, — но произошло оно слишком поздно, потому что приговор был уже подписан».

В своей хронике р. Ганновер с благодарностью рассказывает о том, как еврейские общины других стран помогали беженцам: «Их приютили в Моравии, Австрии, Богемии, Германии и Италии — кормили, поили и одевали».

Хроника Йевен мецула получила признание в качестве самого объективного и авторитетного исторического источника, повествующего о событиях того времени.

Перу р. Ганновера принадлежит также многоязыковый словарь Сафа брура (Ясный язык), в котором дается перевод слов святого языка — иврита — на латынь, а также на итальянский и немецкий языки.

Последний период жизни р. Ганновер провел в Восточной Европе. Он был убит в моравском городке Унгриш-Брод двадцатого тамуза 5443 /1683/ года, в дни войны между Австрией и Османской империей, — шальная пуля поразила его во время молитвы.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?