Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шабтай Цви, Судья, Рав Александр Кац, Конфликты
Раби Аарон Лефафа (умер в 5427 /1667/ г.) — законоучитель.
Родился в г. Манисе, в Малой Азии. Уже в юности стал раввином этого города.
В 5425 /1665/ году р. Лефафа был приглашен занять пост даяна в раввинском суде г. Измира (Смирны). Когда уроженец Измира Шабтай Цви объявил себя «Машиахом», р. Лефафа решительно обличил претензии самозванца и призвал на него «смерть от руки Небес».
Еще в 5408 /1648/ году двадцатидвухлетний Шабтай Цви, увлеченный изучением кабалы, произнес в синагоге Измира сокровенное четырехбуквенное Имя Всевышнего — то Имя, которое разрешалось произносить лишь первосвященнику Иерусалимского Храма один раз в году, в Йом кипур, при вступлении в Святая Святых. Своим поступком Шабтай Цви как бы объявлял, что настал срок конечного избавления. Возмущенные богохульством юноши, мудрецы Измира наложили на него херем (отлучение) и изгнали его из города. С тех пор, в течение пятнадцати лет, молодой кабалист скитался по Османской империи: он подолгу жил в Стамбуле, Салониках, Каире — и везде приобретал многочисленных учеников и сторонников. На Земле Израиля Шабтай Цви обрел своего пророка — двадцатилетний кабалист из г. Газы Натан Ашкенази, прозванный Натан Азати, объявил, что Машиах, царь-освободитель народа Израиля, уже явился и его имя — Шабтай Цви. Прибыв в Иерусалим, Шабтай Цви и его пророк попытались возобновить жертвоприношения на Храмовой горе, но встретили решительное сопротивление иерусалимских мудрецов — в начале ава 5424 /1664/ года они были отлучены от общины и изгнаны из святого города.
И тогда, в 5425 /1665/ году, Шабтай Цви вернулся в Измир, где во главе еврейской общины стояли выдающиеся мудрецы — р. Аарон Лефафа и р. Хаим Бенбеништи (см.). В ближайший праздник Рош ашана, под трубные звуки шофара, Шабтай Цви во всеуслышанье объявил себя Машиахом из рода царя Давида. Толпа, среди которой было множество давних сторонников самозванца, с ликованием встретила эту весть — несмотря на решительные протесты раввинов, люди устраивали торжественные шествия, пели и плясали на площадях города, торжественно возвещая «Да здраствует наш царь-Машиах Шабтай Цви!». В синагогах проводили специальные молебны в честь новоявленного «Машиаха», а всех сомневающихся и противостоящих ему объявляли еретиками и подвергали жесточайшим преследованиям .
По приказу Шабтая Цви р. Лефафа был отсранен от своих раввинских обязанностей и изгнан из состава суда.
В 5426 /1666/ году Шабтай Цви отправился во главе своих поклонников в Стамбул, намереваясь сместить турецкого султана и освободить Землю Израиля от чужеземного ига. И лишь после того, как самозванец был арестован и под страхом смерти принял ислам, большинству его сторонников стало ясно, что правда была на стороне р. Аарона Лефафы и других раввинов, обличавших лже-мессию.
И когда Шабтай Цви утратил всю свою власть, р. Лефафа снова возвратился к деятельности в суде. Он был одним из самых авторитетных законоучителей своего поколения — его респонсы и законодательные решения собраны в книге Бней Аарон (Сыновья Аарона).
Умер в Измире в 5427 /1667/ году.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?