Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раби Моше Терани, выдающегося раввина, мыслителя и законоведа

Раби Моше бар Йосеф Терани (Мабит; 5260-5340 /1500-1580/ гг.) — выдающийся мыслитель и законовед.

Родился в Салониках, в семье испанских изгнанников. Рано став сиротой, переселился вместе с семьей своего дяди, р. Аарона, в Эдирне (бывший Адрианополь).

В восемнадцатилетнем возрасте «поднялся» в Землю Израиля. Поселившись в Цфате, стал ближайшим учеником главы цфатской общины р. Яакова Бейрава (см.).

В 5285 /1525/ году Мабит (аббревиатура слов Моше бар Йосеф Терани) занял пост даяна (судьи) в суде, возглавляемом р. Бейравом. Когда в 5298 /1538/ году р. Бейрав возобновил передачу смихи (раввинского посвящения), Мабит был среди первых посвященных.

В своих занятиях Торой особенное внимание Мабит уделял глубокому изучению тех законов, которые можно выполнять лишь на Святой Земле, и в первую очередь, заповеди субботнего года. Его оппонентами в алахических дискуссиях были наиболее авторитетные законоучителя поколения — р. Давид Ибн Зимра (Радваз; см), р. Йосеф Каро (см.), р. Моше Альшейх (см.) и р. Бецалель Ашкенази (см.), составитель сборника Шита мекубецет.

В 5313 /1553/ году в венецианской типографии вышел в свет комментарий р. Моше Терани на кодекс Рамбама (см.) Мишнэ Тора. Этот комментарий получил название КирьятСефер (Город книги).

Из книг, принадлежащих его перу, особенной популярностью пользуется этический трактат Бейт Элоким (Дом Б-га), впервые напечатанный в Венеции в 5336 /1576/ году, — эта книга стала одним из классических шедевров литературы мусара (еврейской этики).

После смерти р. Йосефа Каро, последовавшей в 5335 /1575/ году, Мабит стал главным раввином и главой раввинского суда Цфата.

Его респонсы — ответы на алахические вопросы, присылаемые ему из многих общин, — были собраны и изданы отдельной книгой в Венеции в 5389 /1629/ году.

Р. Моше Терани покинул этот мир в последний день праздника Песах — двадцать третьего нисана 5340 /1580/ года, достигнув восьмидесятилетнего возраста.

Его сын и ближайший ученик, р. Йосеф Терани (Маарит; см.), стал впоследствии главой евреев всей Османской империи.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?