Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
24-го апреля этого (2006) года на 91-м году жизни покинул наш мир рав Моше Тейтельбаум — лидер одной из крупнейших еврейских общин мира, движения сатмарских хасидов, которое насчитывает на данный момент около 100.000 человек...

Рав Моше Тейтельбаум родился 17 ноября 1914 года и был назван Моше, в честь своего предка, рава Моше Тейтельбаума, основавшего в 18-м веке династию сатмарских раввинов (своим названием — «сатмарские хасиды» движение обязано названию местечка Сату Маре, где, собственно, оно и возникло; тогда оно принадлежало Австро-Венгрии, теперь это — Румыния).

Его отец, рав Хаим-Цви Тейтельбаум был раввином в городе Сегеде (Венгрия).

Когда Моше исполнилось 11 лет, они с братом (старшему брату, Иекутеэлю-Иегуде, было 14 лет) — осиротели. Какое-то время Моше жил в семье друзей его ушедших из жизни родителей, потом рос в доме деда, тоже раввина — Шалома Элиэзера Халберштама, затем — в семье дяди (брата отца) рава Йоэля Тейтельбаума.

С раннего возраста у Моше Тейтельбаума проявились неординарные способности. Его природная одаренность, упорство в овладении знаниями, руководство авторитетных учителей стали залогом тех успехов, которых он сумел достичь, будучи еще совсем молодым человеком. В 22 года он уже преподавал в йешиве в небольшом городке Каречк, а вскоре его назначили главой этого учебного заведения.

Тогда же, в 1936 году, рав Моше женился на своей кузине Лее Меир, дочери местного раввина Ханоха Меира.

В 1939-м раву Тейтельбауму предлагают должность раввина Сенты (в то время — город в Венгрии, сейчас это — Югославия). Он соглашается, и семья меняет место жительства.

Для евреев Европы наступали страшные времена. Захвативший власть в Германии Гитлер готовился к реализации плана, одним из основных пунктов которого стало «окончательное решение еврейского вопроса».

Евреям Венгрии «повезло» больше других. Массовая депортация евреев, по приказу Адольфа Эйхмана, началась в этой стране лишь в конце 1944 года. Рав Моше Тейтельбаум вместе с женой и тремя детьми попал в Освенцим. Об этой скорбной странице его жизни ему до конца дней было трудно вспоминать — из всей семьи в Освенциме выжил только он один. Жена и дети — погибли. В 1945 году его перевели в другой концлагерь — в Терезиенштадт. Война уже заканчивалась, и через короткое время он в числе других узников был освобожден. 

После Второй мировой войны рав Моше Тейтельбаум женился на дочери раввина Аарона Тейтельбаума из Волова и вернулся в город своего детства, Сегед. Но наладить нормальную еврейскую жизнь в городке, где когда-то был раввином его отец, оказалось непросто. К власти в Венгрии пришли коммунисты. «Служители культа» стали «объектом» преследований.

В конце концов, спасая семью и свои убеждения, рав Моше Тейтельбаум с женой эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и поселились в Нью-Йорке.

К тому времени в США уже жил его дядя рав Йоэль Тейтельбаум. В 1944-м его первым же поездом, увозившим евреев из родных мест, отправили в Берген-Бельзен (день, когда он вновь обрел свободу — 21 кислева по еврейскому календарю — стал для сатмарских хисидов большим праздником). Сразу же после войны рав Йоэль Тейтельбаум едет в Эрец Исраэль (в подмандатную Палестину) и создает там сеть йешив (в нескольких городах). Однако вскоре испытывает серьезные финансовые затруднения и направляется за материальной помощью в США. Год он пробыл в Нью-Йорке. В результате его американские последователи уговорили рава Йоэля остаться в Америке. Политическая ситуация на Святой Земле была нестабильной, изменения, которые там происходили, ему не нравились, и он — остался. И перевез в США многих евреев своего движения, чудом уцелевших в Катастрофе. Их центром стал Уильямсбург (Нью-Йорк, Бруклин).

В то время в Иерусалиме общину сатмарских хасидов и вообще — «старого иешува» (Эйда Харедит), возглавлял рав Зелиг-Реувен Бенгис. После его смерти руководство общиной перешло к раву Йоэлю Тейтельбауму. Он, тем не менее, продолжал жить в Нью-Йорке, выполняя порученные ему обязанности в Израиле через израильских посланников и своих консультантов. Он стал четвертым главным раввином Эйды Харедит.

В Уильямсбурге, где поселился рав Моше Тейтельбаум, приехав в Америку, он основал бейт мидраш (место для занятий Торой), дав ему имя — «Эцей Хаим Сегед». Здесь, в Уильямсбурге, его называли — «сегедский ребе».

Позже рав Моше переехал в Боро Парк (район Бруклина) и создал там еще одну сатмарскую общину.

После смерти рава Джоэла Тейтельбаума в 1979 году, сатмарская община назвала рава Моше своим Ребе, и он, приняв на себя обязанности главы движения, вернулся в Уильямсбург.

За период его управления всей общиной, территория, занимаемая сатмарскими хасидами, значительно расширилась. Население лишь одного Уильямсбурга выросло до 35-ти тысяч человек.

Незадолго до кончины рав Йоэль основал новый населенный пункт, и при его жизни в нем успели поселиться всего несколько семей. Рав Моше Тейтельбаум назвал это место — Кирьят Йоэль. При нем население этого района существенно увеличилось. Сейчас здесь проживает более 15-ти тысяч человек.

— Рав Моше Тейтельбаум взял на свое попечение среднее по численности движение, — вспоминает исполнительный директор Совета по общественным связям в движении сатмарских хасидов рав Давид Поллак, — взлелеял его и превратил в самую большую в Соединенных Штатах хасидскую общину...

Возглавляя не только свои общины Америки, но — все сатмарское движение в мире, рав Моше Тейтельбаум оставался чрезвычайно скромным человеком. «Он часто говорил, что наш праотец Яаков, — рассказывает историк сатмарской общины рав Соломон Гельдман, — взял на себя роль хранителя результатов той огромной работы, которую осуществили Авраам и Ицхак. По собственному признанию Яакова, он не строил колодцы, но — лишь следил за колодцами, вырытыми его дедом и отцом, чтобы они не иссякали, и вода в них всегда была чистая… Мой дядя рав Йоэль вырыл колодцы, а я только слежу и ухаживаю за ними…».

Рав Моше Тейтельбаум скончался в конце апреля 2006-го года в медицинском центре «Маунт Синай», оставив в этом мире жену, Пессель-Лею, четырех сыновей, которые, как их отец, стали раввинами — Аарона, Залмана, Липу и Шулема, двух дочерей — Браху Мейзельс и Хенди Хальберштам и 86 внуков и правнуков.

Духовное наследие рава Моше Тейтельбаума — не только его последователи и ученики, но и написанная им книга Берах Моше.

Ребе вдохновил бесчисленное множество людей, которым довелось соприкоснуться с ним, — сказал, прощаясь с равом Моше Тейтельбаумом, губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки. — За десятилетия своего лидерства он привел свою общину к поразительному расцвету. Пусть для каждого из нас будет благословенна память о нем!..

О том же в прощальном слове, приняв участие в траурной процессии, говорил и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.

— Живя здесь, в Нью-Йорке, — отметил мэр, — он сотворил настоящее чудо, восстановив общину, достойную европейской — в дни ее расцвета…

Слушайте: нигун сатмарских хасидов


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?