Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Благословения, Алия, Рав Кук, Рав Александр Кац
Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима.
Родился в литовском крае.
Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира.
В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса).
В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук (см.), впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля.
В 5649 /1889/ году р. Элияу-Давид лишился двух дочерей, одна из которых была женой р. Кука.
Перед тем, как выйти к похоронной процессии, р. Элияу-Давид, известный строгой пунктуальностью, задержался в своей комнате на целых двадцать минут. Позже он объяснил родным причину этой задержки. При выносе тела дочери он должен был, в соответствии с законом, произнести благословение «Барух Даян аэмет» (Благословен истинный Судия). Он знал, что, согласно словам мудрецов Талмуда, «в день беды человек должен благословлять Б-га с тем же чувством благодарности, что и в день радости», — однако он не чувствовал благодарности. Поэтому он заперся в своей комнате и стал вспоминать счастливые события своей жизни. Он вспомнил, какая радость переполняла его в день, когда родилась эта дочь — его первый ребенок. Лишь тогда, с возрожденной благодарностью в сердце, он вышел к похоронной процессии и произнес установленное благословение (Гдолей адорот).
В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края.
В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля.
Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант (см.), и р. Меир Ойербах (см.), возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422).
Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве).
На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города.
Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же).
В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы.
Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?