Темы: Воспитание детей, Женщина, Молитва, Мирьям Климовская, Скромность в одежде, Головной убор
Добрый день! Недавно узнала, что замужняя женщина должна носить головной убор даже дома, что это важно, именно когда дома растет сын. Хотела спросить, почему именно для сына это важно? Как это влияет на него? Спасибо! N.
Уважаемая N.!
Извините, пожалуйста, за задержку с ответом на такой интересный и важный вопрос. Я пришла к выводу, что наиболее полный и исчерпывающий ответ на него может дать замечательная книга «Оз вэ-hадар левуша» — своего рода энциклопедия цниюта (скромности). Там сказано, что, хотя по мнению большинства галахических авторитетов (специалистов по еврейскому Закону), у женщины нет обязанности покрывать голову дома, где ее может видеть только муж (в разрешенный период), по множеству причин ей следует это делать.
Во-первых, поскольку наши мудрецы отнесли волосы замужней женщины к категории эрва (то, что должно быть скрыто), надо покрывать их в любое время, кроме тех моментов, когда они должны быть открыты (во время мытья и т. д.), точно так же, как женщина покрывает все остальные части своего тела, имеющие статус эрва. Рекомендуется покрывать волосы косынкой даже во время сна. Так женщина демонстрирует, что она осознает присутствие Творца во всякое время и в любом месте и относится к Нему с уважением, подобающим Царю вселенной.
Во-вторых, все раввины без исключения согласны, что такое поведение является очень достойным и похвальным. И доказательство этому можно найти в Талмуде (Йома 47а), где мудрецы восхваляют женщину по имени Кимхит. Эта исключительная женщина удостоилась того, что все ее семеро сыновей по очереди занимали пост первосвященника. Когда мудрецы спросили, за какую заслугу она удостоилась такой чести, она ответила, что стены ее дома никогда не видели ее волос. Она покрывала их даже тогда, когда причесывалась или мыла голову.
Разумеется, это намного выше требований Галахи, и от обычных женщин никто не ожидает такого поведения. Но поведение Кимхит представляет собой некий идеал, к которому еврейской женщине следовало бы стремиться — на своем уровне. Мы видим, что исключительная скромность Кимхит позволила ей вырастить замечательных сыновей. Таким образом, тщательно покрывать даже внутри дома — действительно сгула для воспитания достойного потомства. Не сказано, речь только о сыновьях или имеются в виду и дочери. Можно предположить, что для девочки главным является сам пример матери, и у скромной женщины гораздо больше шансов вырастить скромных дочерей. Мальчики же больше поддаются влиянию извне, и для них особенно важно расти в атмосфере скромности с самых ранних лет, чтобы, не дай Б-г, не загрязнить свою душу, глядя на недозволенное.
Еще один пример, свидетельствующий о связи между скромностью матери и духовными качествами сыновей, относится к недавнему времени. Известно, что мать величайшего мудреца прошлого века рава Авраама-Йешаи Карелица (известного как Хазон Иш) старалась в точности следовать примеру Кимхит. В результате она удостоилась стать матерью и бабушкой великих мудрецов Торы — Хазон Иша и рава Нисима Карелица.
В книге перечисляются еще несколько причин, почему женщине следует покрывать голову дома. Кроме того, что она должна быть готова в любой момент открыть дверь, ей также следует молиться и произносить благословения с покрытой головой. Ее муж и сыновья не могут молиться и произносить благословения там, где находится эрва, даже если речь идет о самой близкой им женщине. А поскольку жизнь еврея, соблюдающего заповеди, наполнена благословениями и словами Торы, если в доме постоянно находится эрва, очень трудно уследить за тем, чтобы не нарушить запрет.
Великий Хафец Хаим связывает многочисленные беды, постигшие евреев в 20-м веке, с тем, что многие женщины стали пренебрегать скромностью в одежде, а мужчины, молившиеся и учившиеся дома, не могли избежать произнесения святых Имен в их присутствии. Благословение, произнесенное в чистоте, привлекает благополучие, а благословение, произнесенное в присутствии нескромно одетой женщины, может привести беду. Об этом сказано в Талмуде и в каббалистической книге «Зоар».
В заключение можно привести слова Хазон Иша: «Меру богобоязненности женщины можно определить по тому, насколько тщательно она покрывает свои волосы».
С уважением, Мирьям Климовская
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону