Темы: Недельная глава, Хаей Сара, Оцарот
«И было, когда закончили верблюды пить» (Хаей Сара, 24:22)
Ривка, сама не зная того, держала экзамен. Если скажет «Пей, и верблюдов твоих напою», она будет избрана стать праматерью Исраэля, одной из четырех святых праматерей, которые выстроили дом Исраэля. И не зная того, она выдержала экзамен. Сказала: «Пей, господин мой», и поспешила напоить его, а потом сказала «и верблюдов твоих напою, пока не напьются». Этот конец фразы даже не пришел ему в голову. Верблюды пьют воду в огромных количествах. «А человек удивляется ей, молчит и думает, послал ли ему Ашем удачу в пути или нет». До какого момента он будет следить за ее поведением, до какого момента удивляться, молчать и проверять, чтобы узнать, послал ли ему Ашем удачу в пути?
«И было, когда верблюды закончили пить, взял человек тот кольцо золотое в полшекеля весом и два браслета на руки ей» — в тот момент он уже точно знал, что путь его увенчался успехом.
Ривка, маленькая девочка, вышла начерпать воды для своей семьи, а по дороге напоила незнакомого человека и по своей инициативе начерпала воды для его верблюдов, раз за разом бегая к колодцу и наполняя водой свой небольшой кувшин, чтобы напоить десять верблюдов. А что было бы, если бы ее руки отяжелели, а ноги отекли после двадцати или тридцати пробежек с кувшином, и она перестала бы поить их до того, как они напились?
Ответил на это рабейну, автор книги «Ор ахаим», благословенна память праведника: «Элиэзер не должен был ждать, что она закончит поить верблюдов, ведь это не было условием, которое он поставил. Но, несмотря на то, что это не было его условием, она сама это сказала, и у него могло появиться сомнение, что она много говорит, и мало делает. Поэтому только когда он увидел, что верблюды закончили пить, сразу же дал ей браслеты».
Таким образом, открыл нам святой автор книги «Ор ахаим», и открыла нам святая Тора важное правило: даже если ты не обязан делать что-то, даже если с тебя этого не требуют и не ожидают, но ты обещал, ты обязался, даже не давая обета или клятвы, стоят и следят за тобой. Ожидают, что выполнишь свои слова полностью, до конца. И если ты будешь действовать старательно и энергично, и действия твои принесут плоды, но не будет хватать самой малости из обещанного, твое место будет определено среди тех, кто много говорит, и мало делает. Даже если бы девять верблюдов закончили пить и подняли шеи вверх, а десятый еще склонялся бы над корытом, но Ривка, тяжело дыша, сказала бы «хватит», Элиэзер поблагодарил бы ее и вернулся бы в землю Кнаан. А в Харане осталась бы девушка, любящая делать добрые дела, вышла бы замуж за местного пастуха и затерялась бы во мгле истории. Почему? Потому что была почти совершенна. Потому что выполнила свое обещание почти полностью.
Отсюда мы понимаем, что это назидание предназначено для нас. Когда мы исповедались в Йом акипурим, когда говорили «о грехе, совершенном пред Тобой пренебрежением к родителям и учителям» и приняли на себя обязательство не возвращаться более к глупости, сказали мало, но делаем много. Остерегаемся в почитании родителей, и в действии и в разговоре, и в мысли. Как написано в «Сефер харедим» («Книге трепещущих») (Глава 9, знак 20): пусть будут (родители) в его глазах, как царь и царица. Готовы мы с полной самоотверженностью исполнять все их просьбы. И не только потому, что обязались, и не только потому, что нам это заповедано, но просто потому, что наш долг по отношению к ним так огромен и велик, что во все дни жизни нашей не оплатить нам его даже частично.
А наш брак: когда мы письменно обязались в том, что читалось нам под хупой: «А я, с Б-жьей помощью, буду обслуживать тебя, уважать тебя, и исполнять твои желания», сказали мы, разумеется, мало, а делаем намного больше. Стараемся всеми нашими силами исполнить желание жены, и не только потому, что наши мудрецы, благословенна память праведников, указали нам уважать ее больше, чем самих себя (Трактат Йевамот, 62), не только потому, что обещано нам, что, уважая ее, мы удостоимся богатства (Трактат Бава меция, 59), и не только потому, что таковы наше сознание, наши чувства и наши желания. Но просто потому, что мы обязались. Потому что подписали документ, который нам читали под хупой. А мы — люди честные. И потому нет мужа, не помогающего по дому, не почитающего свою жену (и не приходит ему в голову обидное слово или насмешка, которые противоположны уважению), не исполняющего ее желание. Но это уже вопрос для обдумывания, совершенны ли мы в этом, исполняем ли мы «и закончили пить», уважаем ли и почитаем ли, насколько это в наших силах?! (Мааян ашавуа)
«Если возьму что-нибудь у тебя» (Хаей Сара, 23:9) Наши мудрецы, благословенна память праведников, толковали, что праотец Авраам нашел пещеру Махпела, полной серебра и золота. И сказал гаон, раби Клифани Акоэн из Жербы, благословенна память праведника: возможно пророчество брошено здесь из уст праотца Авраама, сказавшего «за полную меру серебра пусть даст ее мне». То есть, пещера полна серебром. И отсюда учим, что праотец Авраам, как будто уступив большие деньги, дав четыреста шекелей серебра, ходящих среди торговцев, на самом деле получил гораздо больше. И каждый, кто уступает ради заповеди, удостоится ее, а его расходы окупятся многократно. И, кроме того, он будет удивлен, узнав о большой награде.
Как в истории о Меири Салем, йеменском еврее, который занимался ювелирным делом, однако не видел в своей работе благословения. Дошел он до куска хлеба, и мир в доме был подорван. С тяжелым сердцем потащился он в свой магазин и увидел по дороге двух арабских подростков, спорящих из-за цветного камешка породы гравия. Таскали они друг друга за волосы и т.п. Проезжал там арабский вельможа на лошади и отругал его: «Почему ты не разнимаешь их?»
Ответил он с почтением: «Не знаю, кто из них прав, чей это камень».
Приказал вельможа: «Дай каждому по грошу и забери у них спорный камень». Потемнело у него у глазах: два гроша были всем его имуществом, оставленным для того, чтобы купить немного муки к обеду. Но делать нечего, не подвергаться же опасности наказания розгами от министра. Дал он каждому подростку по грошу и спрятал камень в карман. Теперь на сердце стало еще тяжелее. Открыл он свой магазин, сел за стол и вынул камень из кармана. Посмотрел на него удрученно: из-за него он останется голодным. Принялся ювелир за работу.
Проходил там человек, бросил взгляд на камень и подошел к ювелиру. Наклонился и спросил: «Можно взглянуть?»
«Со всем почтением», — ответил ювелир.
Спросил человек: «За сколько продашь?»
Улыбнулся Меири Салем: «Назначь цену!»
«Двадцать тысяч золотых»
«Ты смеешься надо мной».
«Больше тридцати тысяч не получишь!»
«Странно слышать».
«Тридцать пять тысяч наличными. Окончательная цена».
«Тридцать семь тысяч, и больше не о чем говорить».
На тридцати шести тысячах камень перешел из рук в руки.
«Сейчас камень мой, и я могу сказать, что купил его по бросовой цене», — сказал арабский купец.
«Сейчас, когда деньги у меня, я могу сказать тебе, что купил его за два гроша», — ответил Меири Салем. И арабский купец рухнул на землю, ибо хватила его кондрашка.
Из этого видим, что вначале есть необходимость заповедать нам соблюдение заповедей и удерживать нас от ее нарушения наказанием, но когда мы убедимся, насколько велика плата за нее, поймем, насколько мы удостоились и разбогатели с ее помощью. (Авотейну сипру лану)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону