Из города в город переезжал раби Исраэль Салантер, пытаясь вернуть евреев к их Небесному Отцу. И многие раскаялись совершенным раскаянием в результате его влияния. В последний период жизни он поехал в Германию, в сопровождении рава Элиэзера Шулевича, одного из его учеников.
Однажды они оказались в Берлине в 10 дней раскаяния, и р. Салантер решил провести Йом Кипур в этом городе.
Для праздничной молитвы ими была выбрана одна из самых больших синагог Берлина.
Йом Кипур выдался жарким как никогда и пост давался раби Элиэзеру с большим трудом. Перед минхой он почувствовал себя плохо — участилось сердцебиение и стало трудно дышать. Рав решил выйти из синагоги, подышать свежим воздухом. Через некоторое время ему полегчало и он хотел было вернуться в зал, но обнаружил, что уже началась молитва «Шмона эсре».
Двери синагоги были раскрыты настежь, чтобы внутрь попадал свежий воздух. Раби Элиэзер не мог вернуться на свое место — ведь нельзя мешать во время «Шмона эсре», поэтому встал в дверях синагоги и начал молитву.
Он уже заканчивал молитву, как вдруг голос рава Исраэля прошептал ему в ухо:
«Что же ты делаешь! Посреди Дня Искупления ты крадешь у людей свежий воздух! Двери распахнуты, чтобы людям было легче дышать, а ты загораживаешь их! Это гезель!»
Немедленно после «Шмона эсре» раби Элиэзер вернулся в свой угол и там продолжил молитву. Многие годы рассказывал он об этом случае, добавляя:
— Вот как серьезно относился рав Салантер к заповедям «между человеком и человеком», ведь за прегрешения в этой области даже Йом Кипур не может искупить!
В преддверии Дня Искупления мы должны помнить, что этот святой день может «стереть» преступления перед Всевышним, но не преступления против человека. Поэтому необходимо помириться, примириться с нашими близкими — родственниками, учителями, соседями, друзьями…со всеми.
Непросто извиниться, еще труднее просить прощения от чистого сердца, утешить обиженного, но мы должны это сделать. Пока есть еще эта возможность, когда дух примирения витает над нашими головами, откроем в эти дни новую страницу в наших отношениях и удостоимся доброго и счастливого года!
Читайте тематический обзор главы Аазину.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону