Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Недельная глава для подростков.

Морковка, царь и конь

«Когда кто из вас (хочет) принести жертву Господу…» (Ваикра 1, 2).

Книга Ваикра начинается с законов о жертвоприношениях. Эти законы кажется правильным отнести к категории хуким — постановлений, смысл которых нам не понятен. Так говорит и Рамбам: «Все законы о жертвоприношениях — из разряда хуким». Мы не понимаем, почему надо приносить жертвы, не понимаем, почему это надо делать именно таким образом, например, воскурять внутренние органы жертвенных животных и кропить кровью жертвенник. Мы говорим себе: это хок, указ Царя. Мы не считаем, что обязаны понять, почему законы природы именно таковы. Так же не претендуем мы на понимание смысла всех законов, которые Творец дал нам в Торе.

Однако мудрецы постановили: закон о красной телице — хок. Другие же законы о жертвоприношениях они к этой категории не отнесли. И Гмара (Йома 67 б) говорит только о пяти хуким во всей Торе. Но и о самих законах категории хуким пишет Рамбам: «Следует углублённо размышлять о них, и всему, чему ты можешь найти объяснение, — найди объяснение. Ведь сказали мудрецы ранних поколений, что царь Шломо понимал смысл большей части хуким в Торе». И мудрецы прилагали усилия к тому, чтобы найти объяснения законам жертвоприношений — методами изучения простого смысла текста (пшат), толкования-наставления (друш), раскрытия «намёков» текста (ремез) и его тайного смысла (сод).

Рассказывается в Хагаде Даат Йосеф о царе, любившем мудрость и знание. Позвал однажды царь старика-советника и сказал ему: «Жаждет душа моя познать мудрость окружающих народов и мудрость древних. Но время моё не принадлежит мне. Иди и исследуй, ищи и узнавай, сократи и изложи мне главное».

Отправился советник в путь и очень нескоро вернулся. Предстал он пред царём, чтобы сообщить то, что узнал. Он побывал во многих странах, много учился и много книг привёз с собой.

Сказал ему царь: «Нет у меня времени изучать все эти книги. Ты мудр и сумеешь изложить всё в одном предложении».

Поклонился советник и сказал: «Морковь». И больше ничего не добавил.

«Морковь?!» — удивился царь.

Поклонился советник и спросил: «Видел ли господин мой царь когда-нибудь морковное поле, когда морковь созрела?»

«Нет, — признался царь. — Я видел этот овощ только на своём столе. Он удивительно красивого цвета и приятен на вкус».

«Если так, я попрошу царя отправиться со мной на морковное поле, — сказал советник. — Там царь постигнет всю их мудрость в одно мгновение».

Царю стало любопытно, он приказал седлать двух коней и отправился с советником на экскурсию за город.

Царь медленно ехал по травяному ковру, наслаждаясь лёгким ветерком.

Спросил советник: «Скажи мне, о, царь, что за овощ растёт на этом поле?»

Взглянул царь и пожал плечами. На соседних полях он видел помидоры, и кабачки, и другие овощи. А здесь — какие-то зелёные перья и больше ничего. Он увидел, что конь жуёт эту зелень с большим удовольствием, и предположил: «Может быть, это что-то на корм скоту?»

Нагнулся советник, ухватил пучок травы, потянул — и вытащил огромную оранжевую морковь…

Царь молчал, ожидая объяснения. И советник сказал: «О, царь мой, изучил я вопрос и понял, что такова мудрость. Она — перед нами, у нас под ногами, но мы не обращаем внимания. Но если и обратит кто внимание, то, большей частью, как этот конь, который щиплет с большим удовольствием то, что снаружи… Он счастлив и уверен, что всё узнал об этом овоще…

Лишь немногие могут, ухватившись за ботву, потянуть, обнаружить сам плод, вытащить его и показать всем…

Так и с мудростью. Я посмотрел и увидел, как много людей, мудрых в собственных глазах. Они смотрят поверхностно, делают поверхностные выводы и уверены, что исчерпали тему. Лишь немногие знают, что есть глубина под глубиной. Ещё меньше тех, кто прилагает усилия, “счищая” слой за слоем, пока не доберутся до “плода” — сердца истины».

Этот рассказ помогает «ощутить», что такое познание истины. Описанный в нём «метод» применим и к изучению законов жертвоприношений. Если изучать их углублённо, прилагая усилия — поймём их смысл. Как сказано: «Ибо это не что-то пустое для вас…» (Дварим 32, 47; Ки лё давар рэйк у ми-кэм — можно перевести и как «пустое от вас»). И толкует мидраш: если это — «пустое», то пустота идёт «от вас»: вы не приложили усилий, чтобы понять (Бэрейшит Рабба 1, 14). А к тому, кто трудится, чтобы понять, в конце концов, придёт озарение (Мааян а-Шавуа).

Что бывает, когда разбивается бокал?

«Когда кто из вас (хочет) принести жертву Господу…» (Ваикра 1, 2).

Когда Всевышний предписал Израилю приносить жертвы, пришли народы мира к злодею Биламу и спросили его: «Почему Всевышний дал Израилю заповеди о жертвоприношениях, а нам не дал?» Ответил он им: «Глупцов таких мир не видел! Израилю, который принял Тору, Он дал эти заповеди, а вам, которые Тору не приняли, не дал» (Танхума, раздел Цав). Возникает вопрос: какая связь между Торой и жертвоприношениями? Торы у народов мира нет, но ведь нарушения у них есть, и немало — они могут нарушить семь заповедей потомков Ноаха. Почему же не дать им возможность искупить грехи?

Попытаемся ответить с помощью примера. У человека есть драгоценный бокал, доставшийся по наследству; он дорог и как произведение искусства, и как память. И, вот, однажды его жена во время уборки по неосторожности разбивает бокал. Что бы мы ей посоветовали в такой ситуации? Приготовить блюдо, которое муж особенно любит, красиво накрыть стол и поступить, как царица Эстер… Это путь «снискать милость его». Ведь он бы и так не развёлся с ней из-за этого, а если она поведёт себя в соответствии с нашей «инструкцией», то муж особенно и не разгневается.

Но если он отдаст бокал на хранение чужому человеку, а тот его разобьёт, — тогда неудачливому «хранителю» не поможет, если он пригласит хозяина бокала даже в самый роскошный и престижный ресторан. Тут уж придётся заплатить полную стоимость!

По-видимому, именно об этом говорит мидраш: получение Торы было фактически заключением союза с Творцом. И каким бы тяжёлым ни было нарушение, каким бы оно ни было «окончательным» и возмутительным, мы важнее и дороже Творцу, благословен Он, и Он сам сказал, как «умиротворить» Его — с помощью жертвоприношений. Но народы мира, которые не приняли Тору, не заключили союза с Создателем, не могут «умиротворить» его, принеся жертву. Им придётся «платить полную стоимость», и за случайное нарушение — как за умышленное.

Мы — дети Всевышнего, его народ, с которым Он заключил союз. Сын хочет сделать что-то приятное отцу, а жена — мужу, даже когда они не разбили бокал… Они стараются подать Ему «любимые блюда»: ещё одну главу из Тэилим, ещё один урок Торы, ещё одну мицву, ещё одно доброе дело.

Тогда возникает следующий вопрос: если Всевышний избрал нас из всех народов и возвысил из всех языков, если мы «народ, паства Его, овцы рук Его» (Тэилим 95, 7), если мы так дороги и важны для Него, почему Он сделал нас «народом обездоленным» и заставил так страдать?

Это поможет понять притча автора Аругат а-Босэм.

У одного человека было два костюма, один будничный, другой — для суббот, праздников и торжеств. О будничном он особо не заботился и даже на пятна внимания не обращал. Они всё равно сливались с пятнами, посаженными ранее… Однако дорогой и роскошный костюм он берёг и содержал в порядке. Если на нём появлялось пятнышко, спешил его вывести.

Однажды повесили эти костюмы в шкафу рядом. Сказал потрёпанный костюм своему соседу: «Смотри, как ко мне хозяин хорошо относится. Не трогает меня, оставил в покое. А тебя он постоянно мучает! Скребёт щёткой, выбивает, проводит сквозь огонь и воду — когда стирает и гладит, как будто ты поколение потопа и Сдома одновременно».

Ответил ему сосед: «Всё как раз наоборот. Я костюм субботний, и хозяин следит за тем, чтобы я всегда был чистым и выглядел достойно. А тебя он не трогает, потому что ему всё равно, как ты выглядишь».

Смысл ясен, и сказано в книге пророка Амоса (3, 2): «Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому (и) взыщу Я с вас за все грехи ваши» (Авотэйну сипру лану, «Вэ-зот л-Ихуда»)

История и урок

«…и это сокрыто от него…» (Ваикра 5, 2).

Я слышал историю о еврее-хареди — одном из самых богатых торговцев брильянтами в мире. Из неё можно извлечь урок, важный для каждого из нас.

Торговец брильянтами из Торонто, Канада, договорился с одним из самых крупных торговцев Европы, также евреем-хареди, живущим в Антверпене, о заключении сделки на очень большую сумму.

Они договорились встретиться на следующий день в шесть часов вечера в доме бельгийского торговца. Канадец заранее сообщил своему коллеге: его расписание очень плотно, поэтому он просит коллегу быть точным и ждать его дома ровно в шесть, чтобы немедленно заключить сделку.

Для бельгийца сделка была чрезвычайно выгодна, поэтому он приложил все усилия к тому, чтобы быть дома ровно в шесть.

И, вот, точно в назначенный час в дверь торговца брильянтами в Антверпене постучали. Жена открывает дверь, но вместо канадского бизнесмена видит еврея с потрёпанным портфелем, похожим на суму бродяг и нищих. Жена, сразу поняв, кто перед ней, спешит захлопнуть дверь, пробормотав: «Мне очень жаль, муж сейчас занят. Приходите в другой раз».

Нищий ушёл. Бельгийский бизнесмен всё ждал гостя из Канады. В семь часов, через час после назначенного времени, терпение бельгийца закончилось и он позвонил в Торонто узнать, не случилось ли чего. Может быть, в последний момент канадец не смог приехать?

Жена канадского торговца встревожилась из-за того, что муж не прибыл к назначенному часу: ведь из дому он вышел вовремя и всё должно было идти по плану. «Подождите ещё немного, — сказала она. — Наверное, он скоро приедет». Но проходил час за часом, а канадца не было.

Бельгиец снова позвонил в Торонто и, к своему удивлению, услышал: «Муж просил передать вам, что не знает, о чём вы говорите. Он был у вас ровно в шесть часов, и перед ним захлопнули дверь» (Алейну лэшабэах).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как евреи ищут знакомства?

Сегодня, отвечает Рика Гдалевич

Стоит ли создавать семью, если молодого человека очень многое во мне не устраивает?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Боюсь полюбить: если придется расставаться, страдания будут невыносимыми…

12 мая, отвечает Рика Гдалевич

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше