Темы: Мир в доме, Хаей Сара, Оцарот, Чтение для детей, Шалом, Рассказы
«…и ты возьмешь жену сыну моему оттуда» (Берешит 24:7). Под словом «жену» стоит знак кантилляции[i] «твир», это слово на арамейском означает «сломанный», «сокрушенный».
Здесь можно увидеть намек на слова мудрецов (Йевамот 63а) о том, что мужчине следует «спуститься на ступень» и взять себе жену[ii]. Иными словами, мужу следует «принизить себя», чтобы исполнять желание жены и прислушиваться к ее мнению, стараясь понять ее. (Тора ми-Синай)
Об этом говорит гаон раби Мордехай Маарави[iii]: каждый раз, чтобы зайти в дом, человек опускает ручку двери. Это символично: ему нужно «опустить голову», вести себя смиренно и уступчиво, если он хочет «войти в дом», создать семью. И тогда у него будет дом, в котором царит мир.
Однажды к раввину пришла женщина и сказала:
— Я не в силах терпеть своего мужа. Он мучает меня. Очень тяжелый человек. Прошу уважаемого раввина убедить мужа дать мне гет (разводное письмо).
— Я готов выполнить твою просьбу, — ответил раввин. — Но и у меня есть к тебе просьба. Я буду давать тебе халы каждую пятницу, а ты раздавай их в честь субботы в домах бедняков нашего города — по списку, который я тебе дам. Через месяц устрою тебе гет.
Прошел месяц, но женщина так и не попросила раввина подтолкнуть ее мужа к разводу. Раввин спросил, почему она больше не поднимает этот вопрос, и женщина ответила:
— Когда я ходила по домам бедняков, то поняла, в каком ужасном страдании могут жить люди. И осознала, что мои проблемы не так уж велики… (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Знаки кантилляции (таамэй а-Микра), которыми снабжен текст Торы, выполняют функции нот, знаков препинания и ударения (см. пример), а мудрецы выводят из них и комментарии к тексту Торы. Масора, т.е. традиция о том, как следует писать и читать текст Торы, была получена на Синае, см. историю ее сохранения и передачи.
[ii]נחית דרגא ונסיב איתתא — согласно объяснению Раши, речь здесь идет о том, чтобы брать жену из семьи, чье социальное положение «ступенью ниже», чем социальное положение мужа, иначе жена будет недовольна мужем. Но есть и другие объяснения, см. в тексте.
[iii] Раби Мордехай бар-Шломо Маарави (5705-5768 /1945-2008, Сирия, Израиль) — один из основателей ешивы «Биркат Йосеф» в Бней-Браке, в течение десятилетий был там раввином и преподавателем. Специалист по семейным законам, представлявший клиентов в раввинском суде (טוען רבני). Автор книги «Гдулат Мордехай».
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
Вчера, отвечает Рика Гдалевич
10 мая, отвечает Ципора Харитан
Рав Овадья Климовский
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли быть, что современное сионистское государство Израиль будет уничтожено, а родиной евреев станет, например, Украина? В Украине святости больше, чем в современном Израиле? Где евреи дома? Царство Машиаха будет о
Миша Зубарев
Александр Красильщиков
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Ашер Кушнир
И не стыдно вам не проливать кровь?
Рав Ашер Кушнир
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли иудаизм проводить свою сугубо культурную и духовную линию, отстраняясь от политики? Биньямин Нетаньяху пытается сыграть на религиозных чувствах в своих интересах? Религия — это нечто духовное, отрешенное от ми