«Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И тверди их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь»[i] (Дварим 6:6, 7).
Начались короткие летние каникулы в ешивах. Один из выдающихся машгиахов[ii] предыдущего поколения сказал: «Тора — это жизнь. Кто умножает Тору, тот умножает жизнь. Нельзя, чтобы на каникулах наступила смерть».
Каникулы называются бейн а-зманим («между временами»), и в этом их смысл. Они связывают и разделяют два «времени» — два периода восхождения. Это отдых после одного восхождения перед следующим.
С чем это можно сравнить? С «пробелами» между тематическими отрезками Торы (парашиёт), которые дают возможность сделать перерыв, подумать над изученным. Такие пробелы — тоже часть свитка Торы, без них он будет считаться некашерным.
Но отдых — это не вседозволенность. Никто не отменял чтения Шма и Амиды[iii] в назначенное для этого время, и заповедь «говори о них» (словах Торы) также остается в силе. Для мудрого ученика период «между временами» — это подготовка к месяцу Элуль, месяцу милосердия и прощения, и к последующим дням Суда[iv].
Реклама лотереи гласит: «В жизни нужен выигрыш!» Но каждый еврей должен знать, что в жизни прежде всего нужна вера! Без веры невозможно благополучно пройти путь в этом мире. Даже жизнь богача, если у него нет веры, становится несчастливой, и он «ест хлеб печали» (Тэилим 127:2), несмотря на свое богатство.
Наглядно представить себе, что такое вера, поможет нам история об одном талантливом парне, которого звали Сусу. Он был не только очень талантливым, но и очень озорным. Залезал на деревья, делал сальто, ходил на руках и выполнял другие трюки и фокусы. Дети его района были от него в полном восторге.
У этого Сусу был дядя с коммерческой жилкой, который предложил ему: «Ты и так весь день балуешься, давай хотя бы деньги на этом сделаем». Идея парню понравилась, и через несколько недель они организовали первое платное представление. Зал был полон.
Бизнес набирал обороты, на представления приходили сотни зрителей, а затем и тысячи. За короткий период Сусу и его дядя заработали немалые деньги.
Через несколько лет дядя сказал племяннику, что пора устроить мировое шоу, которое принесет им доходы, на которые можно прожить несколько лет и отдохнуть от работы.
Везде были развешены плакаты, зазывающие на последнее и самое яркое шоу «трюкача Сусу», которое будет организовано между двух высоких гор. Пришли десятки тысяч зрителей. Долина была заполнена публикой.
Шоу началось со смелых трюков, при этом Сусу транслировал зрителям, что при их поддержке сможет выполнить и еще более сложные номера. Аудитория подбадривала его.
Все с нетерпением ждали последнего удивительного трюка: Сусу обещал пройти по тонкому канату между двух гор, закрыв глаза и держа стул, на котором будет сидеть человек.
И вот час, которого все с таким нетерпением ждали, настал. Сусу забрался на гору, зрители оставались внизу. Он поставил ногу на канат, а затем закричал людям, смотревшим снизу: «Вы верите, что я могу сделать это?!» Народ знал, чего от него ждут, и начал ободрять своего героя: «Сусу! Ты можешь! Сусу!»
Но он вдруг обратился к ним снова: «Если вы действительно верите, что я могу сделать это, кто из вас готов сесть на стул, который я понесу?» Все умолкли и отвели глаза. Как только речь зашла о них самих, их смелость и желание рисковать сильно уменьшилось. К чему мы это рассказываем?
Все мы верующие, дети верующих, но как мы ведем себя, когда дети нас не слушаются? Как реагируем, когда сосед ставит машину на наше место? Или когда начальник кричит на работе? Что муж делает, когда приходит домой голодным, а жена еще не приготовила ужин?
Выдерживаем ли мы испытания, которым подвергается наша вера, и принимаем ли их с любовью? Сидим ли на «стуле» веры или и без того считаем себя «великими героями»?
Это час испытания. Остается молиться Б-гу, чтобы смилостивился над нами и дал нам совершенную и сильную веру.
И пусть исполнится для нас то, что сказано в Мишлей (28:20): «Человек верный богат благословениями…» (Эмуна Брура)
[i] Это часть молитвы «Шма Исраэль».
[ii] Машгиах — буквально «наблюдатель», или «инспектор». В литовских ешивах у машгиаха была особая роль — следить за духовным и эмоциональным ростом учеников, быть их советником. Кроме того, он регулярно давал лекции по мусару — этике и еврейскому мировоззрению.
[iii]Амида — основная еврейская молитва.
[iv] Рош а-Шана и Йом-Кипуру.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону