«И услышал кнааней, царь Арада, живший на юге, что Израиль идет дорогой от Атарима, и вступил он в сражение с Израилем, и захватил у него пленных» (Бемидбар 21:1).
После смерти Аарона-Первосвященника облака Славы, защищавшие еврейский народ в пустыне от враждебного мира, рассеялись. Амалек использовал эту брешь и напал на евреев, захватив пленных. Народ собрался с силами и, пообещав отдать Б-гу всё имущество врага, вступил в бой и одержал победу.
В каждой главе Торы содержится вечный урок. Есть он и здесь: праведник одним своим присутствием защищает народ. Даже когда мера грехов Кнаана переполнилась, Моше отправил разведчиков узнать, «есть ли в ней (земле Кнаан) деревья или нет» (Бемидбар 13:20), то есть: имеются ли в этой стране праведники, присутствие которых защитит ее народ, как дерево укрывает своей тенью всё, что под ним.
Следующая история показывает, как важно быть благодарными праведникам и мудрецам, живущим среди нас. Ведь ради их заслуг нас защищает Всевышний…
Когда Эльханан родился, весь дом наполнился светом. Его глаза сияли, взгляд младенца сразу был осмысленным и даже умным, и отец сказал матери: «Смотри, сколько радости он нам принесет».
Лишь позже стало понятно, что ребенок ничего не слышит. Вначале думали, что всё дело в жидкости, скопившейся в среднем ухе. Однако всё оказалось значительно серьезнее. Семье пришлось обойти немало врачей, ребенок прошел множество обследований. В итоге, заплатив крупную сумму главному специалисту в этой области, родители узнали страшную правду: их ребенок останется глухим на всю жизнь…
Когда они вышли из больницы, Давид, отец ребенка, вызвал такси. Его жена Рахель услышала, как он назвал незнакомый адрес. Ей же хотелось только домой. Никого не видеть, ничего не слышать.
— Куда мы едем? — спросила она мужа.
— К раву Хаиму Каневскому, — ответил он. — «Праведнику, властвующему богобоязненно» (Шмуэль II 23:3). Только он сможет нам помочь.
Сломленный, с сокрушенным сердцем вошел Давид к мудрецу Торы раби Хаиму Каневскому и рассказал ему о страшном диагнозе. Рахель в напряжении стояла за дверью, понимая, что эти секунды могут стать роковыми. Рав Хаим ответил:
— Каждую ночь читайте ему на ухо «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»).
Давид вышел и передал жене ответ учителя. В темницу их горя словно пробились первые лучики надежды.
Вечером, когда Эльханан засыпал, папа садился рядом и читал ему на ухо «Шма Исраэль». Ребенок улыбался и засыпал. На следующую ночь уже Рахель читала сыну эту молитву, лелея в сердце надежду, что тот, наконец, начнет слышать. Но Эльханан лишь улыбался. Проходил день за днем, неделя за неделей, месяц, два месяца. Ребенок ничего не слышал, но родители не отступали. Каждый вечер — чтение «Шма», и каждый вечер — новая надежда…
Через два с половиной месяца из яслей позвонила воспитательница. Она была в истерике:
— Он… Эльханан… очень сильно кричит, не переставая. Скорее приходите!
Спустя несколько минут Рахель уже была в яслях. Сын не просто плакал, он дико орал. Его лицо покраснело, с ним явно происходило что-то ужасное. Рахель позвала мужа, и они поехали в отделение неотложной помощи.
Врачи очень быстро установили причину этих воплей. Эльханан стал слышать! Он носил слуховые аппараты, предназначенные для глухих, а теперь, когда слух прорезался, каждый звук казался ему раскатом грома. Аппарат отключили, ребенок успокоился, а родителям казалось, что они видят сон. Их ребенок, которому врачи предрекали вечную глухоту, обрел слух.
Такова сила «Шма Исраэль» и сила, которую Всевышний дарует праведникам. В каждом поколении праведники защищают нас. (Меа у-Шнаим Сипурим)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону