«…сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Шмот 3:5). На первый взгляд кажется странным: зачем Всевышнему говорить Моше, что место, на котором тот стоит, — святая земля? Ведь ясно: раз Всевышний велит ему снять обувь, т. к. это святая земля, то речь идет именно о том месте, где Моше находится в данный момент.
Ответ нам поможет понять следующая история.
У Ребе из Коцка[i] был обычай: на исходе Йом-Кипура он объявлял, что знает, каким было пожелание каждого, кто молился в его бейт-мидраше («доме учения»), и была ли принята эта просьба на Небесах. Хасиды никогда не осмеливались спрашивать Ребе об этом. Но однажды в их общине оказался миснагид — противник хасидизма. Услышав слова праведника, он подошел к нему и заявил:
— Ребе говорит, что знает, о чем просил каждый молящийся. Так скажите же мне, о чем просил я!
Ребе ответил:
— Скажу тебе, о чем просил ты. Ты сказал пред Всевышним: «Владыка мира! Ты знаешь, что у меня есть магазин и — благодаря этому — пропитание. Но вот беда: работа в магазине отнимает много времени и не позволяет заниматься делами духовными так, как мне бы хотелось. Например, уже не раз бывало, что посреди работы я встаю, чтобы прочесть Минху (послеполуденную молитву), и в тот самый момент приходит какая-нибудь хозяйка купить сахар, и от этого я сбиваюсь в молитве. Она, конечно, готова подождать, но я уже не сосредоточен. Или бывает, что как только я присаживаюсь учить ежедневный лист Гмары, появляются несколько покупателей и у меня уже не остается времени завершить учебу. Поэтому, Владыка мира, у меня просьба: в последнее время я зарабатываю двадцать рублей в месяц, но я готов довольствоваться шестнадцатью, лишь бы получать эти деньги, не отвлекаясь и ничего не упуская из своего служения!»
Вот что сказал праведник. Еврей, задавший вопрос, был потрясен. Ведь именно об этом он молился.
— И что же было решено Наверху? Моя молитва была принята? — спросил он, опомнившись от изумления, а праведник ответил:
— Владыка мира говорит тебе следующее: «Напротив, делай всё так, как ты делал до сих пор. Так гораздо лучше! Даже если получается, что ты изучаешь меньше и молишься без должного сосредоточения, Я хочу видеть именно такое служение: чтобы ты старался, справлялся с трудностями, преодолевал препятствия и побеждал!»
Говоря с Моше, Всевышний хотел сообщить ему: где бы тот ни стоял, на каком бы уровне ни находился, это место всегда и будет «святой землей». От человека не требуют быть кем-то другим. От него ждут лишь одного: чтобы он делал максимум того, что может, в своем нынешнем положении. Именно оттуда, где он находится в данный момент, он способен «стартовать» к вершине. Более того, иногда именно с «низкого старта» человек достигает высочайших вершин и выполняет свое предназначение в совершенстве. (Лэламедха)
[i] Раби Менахем-Мендл бар-Арье-Лейбуш Моргенштерн из Коцка, также Коцкер Ребе; Сараф («Огненный ангел») из Коцка (5547-5619 /1787-1859, Польша) — выдающийся хасидский наставник и талмудист, чьё учение оказало значительное влияние на облик хасидизма. Оставил огромное духовное наследие, хотя сам уничтожил свои рукописи. Его знаменитые афоризмы обладали буквально «взрывной» силой, поражали учеников парадоксальным видением реальности.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону