«Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сына своим… соблюдать путь Б-га, творя милость (цдака) и правосудие…» (Берешит 18:19).
Гаон раби Ицхак Зильберштейн[i] отмечает, что наш стих не так легко понять; на это обратил его внимание гаон раби Иссер-Залман Мельцер[ii]:
На первый взгляд может показаться странным: человеку предписано, прежде всего, воздерживаться от воровства и грабежа — и лишь после этого можно говорить о милостыне, как сказано: «Соблюдайте правосудие и творите милостыню» (Йешаяу 56:1), а также: «И вершил Давид суд и правду (цдака) всему народу своему». Почему же в нашем стихе милость (милостыня) упомянута раньше правосудия?
Дело в том, что «грабеж» мы понимаем как «захват чужого имущества». И когда человек не присваивает чужое, но при этом и своего другим не отдает, окружающие считают его честным и порядочным, разве что недостаточно милосердным.
Но в доме учения нашего праотца Авраама к вопросу подходили иначе: еврей, который отказывает ближнему в помощи, буквально грабит его!
Благословение приходит в наш дом как награда за благотворительность. Поэтому, помогая нуждающимся, мы приносим благословение в свой дом — не говоря уже о награде в Мире Вечном. (Бэха Батахну)
[i] Рав Ицхак Зильберштейн (родился в 5694 / 1934 в Польше) — галахический авторитет, раввин района Рамат Эльханан в Бней-Браке, глава колеля «Бейт Давид» в Холоне, член Моэцет гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) в «Дэгель а-Тора».
[ii] Раби Иссер-Залман Мельцер (5630-5714 /1870-1953, Белоруссия, Литва, Польша, Земля Израиля — Израиль) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, один из духовных лидеров поколения. Занимал пост пост наси (председателя) Моэцет гдолей а-Тора в «Агудат Исраэль» и многое сделал для развития независимой системы образования харедимного еврейства. (См. также историю его женитьбы).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону