«Сброд же, который был в их среде, стал проявлять прихоти… кто накормит нас мясом?» (Бемидбар 11:4).
Раши[1] удивляется: «Разве у них не было мяса? Ведь уже было сказано: “А также многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое” (Шмот 12:38). А если возразить, что они уже это съели, так ведь при описании вступления в Страну сказано: “И множество скота было у сынов Реувена…” (Бемидбар 32:1). Просто они (т. е. сброд) искали повод для обвинения».
Моше Рабейну мог с легкостью отразить все их нападки. Что же это за повод для обвинения в таком случае?
Дело в том, что сыны Израиля привыкли тогда всё получать даром. У них была бесплатная пища во всем многообразии вкусов мана (ман, как известно, мог принимать любые вкусы), минеральная вода из колодца Мирьям, бесплатная одежда и обувь: «Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла…» (Дварим 8:4). Бесплатная электроэнергия — благодаря огненному столбу, дороги, инфраструктура и безопасность — благодаря облачному столбу. Таким образом, Тора свидетельствует, что ни в чем у них не было недостатка.
Да и сами сыны Израиля сказали прямым текстом, что привыкли многое получать даром еще в Египте: «Мы помним рыбу, которую мы в Египте ели даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок» (Бемидбар 11:5). Поэтому и мясо они хотели получить бесплатно — и даже не думали резать собственный скот.
Отсюда можно вывести важный педагогический принцип. Дети ведь тоже получают всё бесплатно, «на серебряном подносе». И, тем не менее, мы должны научить их благодарности по отношению к родителям. Научить их уважать родителей, ценить их и то, что они дают, а также участвовать в работе по дому. Это не только «помощь маме и папе», это сама суть воспитания — понимание того, «сколько стоит бесплатно». (Ма Ахавти Торатэха)
[1] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону