Темы: Недельная глава, Мецора, Оцарот
«Это будет закон о прокаженном, когда должно очистить его: да приведут его к священнику (коэну). И выйдет священник за стан…» (Ваикра 14:2, 3). Раби Шабтай а-Коэн[1] объясняет: коэн должен выйти навстречу прокаженному, чтобы выказать ему уважение. Прокаженного отсылают из стана, он терпит публичный позор. Поэтому нужно перед всем народом показать ему, что его не отвергают. Коэн выходит навстречу прокаженному, чтобы его почтить.
Здесь содержится важный урок. Прокаженный несет наказание за свои грехи — за гордыню и злословие, и другие грехи, перечисленные нашими мудрецами (Арахин 16а). Но необходимо, чтобы все видели: наказание — это не полное отвержение. «Пусть всегда левая рука отстраняет, а правая приближает». Нужно выйти навстречу прокаженному и оказать ему честь.
Когда пророчица Мирьям была поражена проказой за то, что «злословила» о своем брате Моше, народ Израиля оказал ей величайшую честь: «…народ же не отправлялся в путь, пока не возвратилась Мирьям» (Бемидбар 12:15), то есть пока она не исцелилась. Облачный столп не двигался, и Шхина[2] ожидала ее, чтобы оказать ей честь.
Во времена царя Давида разразился голод, который продолжался три года. Давид вопросил Всевышнего через Урим вэ-Тумим, за что послано бедствие, и получил ответ: «За Шаула это и за этот кровожадный дом, за то, что он умертвил гивонитян» (Шмуэль II 21:1). «За Шаула» — за то, что царя Шаула не оплакали и не погребли, как положено; «за этот кровожадный дом» — за то, что Шаул истреблял гивонитян.
В Гмаре (Йевамот 78 б) сказано: наказание за грех Шаула было послано одновременно с наказанием за то, что Шаула не похоронили достойным образом. Это показывает, что царь Шаул был возвышен и свят: именно в момент наказания за его грехи Небеса «вступились за его честь».
Даже когда мы гневаемся на кого-то, следует проявлять осторожность, чтобы не отрицать всё добро, которое тот сделал, и не отвергать человека полностью — «не бросать камень в падающего». Наоборот, и при наказании следует проявлять уважение.
Следующая история приводится в книге «Мицвот бэ-Симха» гаона раби Ицхака Зильберштейна[3].
Это история о подростке, который начал учиться в малой ешиве (среднее учебное заведение для мальчиков 14-17 лет) и сразу столкнулся с трудностями. Сначала они не были очень большими, но, так как на них не обратили внимания, они разрослись и привели к снижению мотивации, отставанию и трениям с товарищами по учебе. В итоге через несколько месяцев парень бросил ешиву и вернулся домой.
— Не хочу учиться, не нужны мне никакие альтернативные форматы, я вообще ничего не хочу! — кричал он раздраженно, когда ему предлагали какие-то способы выхода из ситуации.
Постоянного занятия у него не было, и он попытался зарабатывать уборкой квартир. Дело было перед Песахом, и Свыше устроили так, чтобы объявление, которое этот парень повесил, увидел рав Хаим-Исраэль Штерн из района Кирьят Вижниц в Бней-Браке. Рав Штерн и его жена позвонили юноше и попросили, чтобы он пришел прибраться в их доме. Увидев его, они сразу поняли, что он бросил ешиву, и поэтому отнеслись к нему с особой теплотой. Они угостили нового работника кофе с пирожными, и рав Штерн сказал супруге в его присутствии нового работника:
— Смотри, как нам повезло: ученик ешивы помогает нам прибраться в честь Песаха!
С тех пор всякий раз, заходя к ним, он слышал указания и просьбы, которые в других домах не услышишь:
— Не перетаскивай тяжелую мебель, это не подобает ученику ешивы.
— Не чисти туалеты — ведь ты пришел из аудиторий ешивы, мы не хотим, чтобы ты занимался такой грязной работой.
Периодически они говорили ему:
— Отдохни немного, тебе необязательно так тяжело работать.
Они постоянно подчеркивали, как он прекрасно работает: старательно и умело.
— После твоей уборки здесь всё блестит! Мы видим, что ты можешь реализовать свои скрытые таланты.
Родители парня вдруг стали замечать, что, когда тот возвращается домой, его глаза блестят. В сердце бывшего ученика загорелась искра, и он стал вставать раньше, говоря, что теперь у него есть причины делать это. Он даже снова начал молиться утром в миньяне:
— Ведь так делает рав Штерн, да и жена его не пропускает молитву, — объяснил он.
Он начал помогать родителям по дому — раз уж супруги Штерн считают его таким хорошим работником.
— Эта бабуля действительно верит, что я очень успешный парень, — сказал он матери как-то утром.
С тех пор весь распорядок его дня изменился. Этот «оторванный плод» сумел снова «прирасти к ветке». Но самое большое чудо случилось после Песаха: юноша захотел вернуться в ешиву, где учился ранее. Преподаватели устроили ему повторный экзамен и были удивлены:
— Это что, тот самый ученик, который ушел зимой, хлопнув дверью?
Глава ешивы сам позвонил его родителям и сказал, что изумлен огромной переменой, произошедшей с их сыном. Он сообщил, что юношу вновь принимают в ешиву. Парень начал усердно учиться и вскоре стал одним из ведущих учеников.
Закончив этот рассказ, рав Зильберштейн добавил:
— Здесь содержится очень важный урок. Главная причина того, что молодые люди сходят с пути, — в том, что родители и учителя не достаточно в них верят. (Эсрим вэ-Арба Шева)
[1] Раби Шабтай бар-Меир а-Коэн (ШАХ; 5382-5423 /1622-1663, Польша — Богемия) — выдающийся законоучитель, автор знаменитого комментария к Шульхан Аруху — «Сифтэй Коэн». Раби Шабтай также описал трагические события Хмельнитчины в книге «Мегилат Эйфа» — «Свиток мрака» и в целом ряде траурных элегий (слихот).
[2] Б-жественное присутствие.
[3] Рав Ицхак Зильберштейн (родился в 5694 / 1934 в Польше) — галахический авторитет, раввин района Рамат Эльханан в Бней-Браке, глава колеля «Бейт Давид» в Холоне, член Моэцет гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) в «Дэгель а-Тора».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону