Темы: Оцарот
«…Если скажет вам Фараон, говоря: “дайте себе[1] доказательное чудо”, то ты скажешь Аарону: “возьми посох свой и брось пред Фараоном”; он сделается змеем» (Шмот 7:9). Возникает вопрос: фараон просит у Моше и Аарона знамение, доказывающее, что они действительно посланы «Б-гом евреев». Такое знамение предназначено для фараона, а не для самих Моше и Аарона. Почему же тогда им было сказано: «дайте себе доказательное чудо»?
Ответ нам поможет понять следующая история.
Это было в один прекрасный день, когда царь Николай отправился на охоту, бывшую его любимым развлечением. В течение нескольких часов он ехал на своем могучем коне по лесу, а двое телохранителей следовали за ним. Заехав достаточно далеко, все трое привязали коней и, чтобы не распугать зверей, продолжили путь пешком.
Но вот беда — сколько они ни искали, дичи не было видно. Царю, естественно, было мало зайцев — он искал добычу, которой мог бы гордиться, — медведей, кабанов, лосей и других крупных животных. Но и спустя два часа ни один зверь достойных размеров не показался в округе.
Вдруг ветки затрещали, а затем раздался звериный вой.
— Ага! Здесь можно поохотиться! — вскричал царь и бросился вперед, телохранители — за ним. Они еще не видели зверя, но было ясно, что тот поблизости. Все трое углубились в чащу, но, судя по треску сучьев, зверь удалялся от них.
Впрочем, император не отчаивался. Словно юноша, он перепрыгивал через поваленные деревья так, что телохранители едва поспевали за ним. Внезапно в темноте засветились два огонька. Стало ясно, что это рысь!
Николай даже успел выстрелить, но промахнулся. Впрочем, выстрела было достаточно, чтобы как следует напугать рысь и обратить ее в бегство. Она моментально исчезла. Трое преследователей разделились, стремясь настичь ее, но напрасно. Через некоторое время оба телохранителя, уставшие от погони, встретились. А где же царь? Его нигде не было, он словно сквозь землю провалился.
Пока царь искал телохранителей, которые тем временем искали его, стемнело. Николай смирился с тем, что эту ночь ему придется провести в лесной чаще. Лишь к полуночи он заметил огонек. Подойдя ближе, он увидел маленькую избушку.
И сразу понял, что здесь живет еврей — по мезузе, прикрепленной к косяку двери. Если бы мог, император не переступил бы порог жидовского жилища… но в нынешних обстоятельствах выбирать не приходилось.
Он стукнул в дверь, и ему сразу открыл пожилой еврей. Он не узнал высокого гостя, но, тем не менее, принял его очень гостеприимно.
Царь, удивленный столь теплым приемом, решил пока что не сообщать, кто он. Он сел за стол, ел и пил то, что ему подали, а затем лег в постель, которую постелил для него старик. И сразу заснул, не успев поблагодарить хозяина.
Лишь утром следующего дня, подкрепившись хлебом, царь открыл свой секрет.
— Неужели ты меня не узнаешь? — спросил он.
Старик простодушно ответил:
— Нет, не узнаю.
— Уверен? Посмотри-ка получше!
Тогда хозяина словно молнией поразило:
— Так ведь ты же могущественный император Николай! Благословен Всевышний, Давший от Своей славы людям! — произнес еврей.
— Я должен заплатить тебе за гостеприимство, — сказал Николай. — Всё, что попросишь у меня, сделаю!
Но еврей ответил:
— Да что я могу попросить? У меня есть всё, что мне нужно. На пропитание хватает, а богатства мне не надо. Детям своим я уже устроил свадьбы. Что еще нужно? Я жду лишь одного — Будущего мира, а его Ваше величество даровать мне не может.
В первый момент царь остался доволен этим простым ответом. Но когда он лучше понял сказанное, в нем возгорелся гнев. Он воскликнул:
— Наглец! Как тебе хватило дерзости так говорить о великом государе? Тебя ждет смерть! Скоро явится моя стража, чтобы арестовать тебя и отвести к месту казни, — постановил царь и вышел из дома еврея, хлопнув дверью.
Старец остался в недоумении. Еще долго он не мог произнести ни слова, но когда осознал, что случилось, то принял приговор Небес: «Видно, мне суждено искупить свои грехи прежде, чем я предстану пред Небесным Судом. Пусть же смерть станет моим искуплением».
На следующее утро на плацу собралось множество народа. Они жаждали увидеть казнь еврея, которого ненавидели всей душой. Палач уже занял свое место. На шее старика уже была веревка, как вдруг…
— Стойте! — раздался крик. Присутствующие повернулись и увидели, что кричит один из царских слуг. — Его Величество Государь приказал привести еврея к нему, — провозгласил слуга. Зрителям пришлось разочарованно разойтись по домам.
Вскоре еврей предстал перед царем, который находился в веселом расположении духа. — Ты видишь? — спросил Николай. — Думал, царь не может привести тебя в будущий мир? Теперь ты видишь, что ошибался: я привел тебя в Будущий мир в тот момент, когда ты продемонстрировал такую веру в Б-га, что был готов умереть ради Него.
Давайте задумаемся: из слов царя видно, что он признавал реальность Вечного мира, уготованного евреям. Но разве он изменил тогда свой собственный путь? Никоим образом. Он был и остался злодеем до конца своих дней. Человек может видеть истину — и всё равно игнорировать ее.
Здесь и ответ на наш вопрос. Фараон сказал Моше и Аарону: «Дайте себе доказательное чудо». Он с самого начала дал понять, что, даже если они продемонстрируют истинность своей миссии, это послужит доказательством лишь им и для них. Сам же он сможет и дальше игнорировать истину, отвергая Б-га (Лэламедха).
[1] Буквально «дайте себе (лахэм)», переводят обычно как «о себе».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону