«И увидел Б-г свет, что он хорош; и отделил Б-г свет от тьмы» (Берешит 1:4). Слово «увидел» мы встречаем на протяжении всего рассказа о сотворении мира: «И увидел Б-г, что хорошо».
Что означает это слово, когда речь идет о Творце мира, у Которого нет тела и, соответственно, связанных с ним пяти чувств — зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса? Мы, естественно, не в силах этого понять. И, всё же, оно сообщает нам о чём-то. Что для нас означает это «видение»?
Когда человек выполняет какую-то работу, ему надо оценить результат. Ведь человеку не всегда удается осуществить свой замысел в точности так, как он рассчитывал изначально.
Но ведь речь идет о Творце! То, что сотворено, — это в точности то, что Он хотел создать. Отсюда и вопрос: зачем Ему «видеть» результат? Что это добавляет — что Он увидел Свое творение и оно хорошо? Ведь и так ясно, что оно будет именно таким, каким его замыслил Создатель!
Чтобы лучше понять это, вспомним историю, которую рассказывают о раби Йехезкеле Левинштейне[1], машгиахе[2] ешивы Поневеж.
Это случилось в тот период, когда раби Йехезкель работал в ешиве Мир, во времена раби Йерухама[3]. В те дни раби Йехезкель еще не выступал систематически перед учениками в ешиве, а только проводил беседы у себя дома между учебными часами.
Он жил недалеко от ешивы, но его соседи держали свирепых собак, способных легко порвать человека на части. Поэтому ребята из ешивы обычно шли к нему в обход. Это, конечно, занимало больше времени.
И вот однажды ученики засиделись у раби Йехезкеля дольше обычного, так, что если бы пошли кружным путем, опоздали бы в ешиву. Поэтому машгиах сказал им идти коротким и путем. Ребята в смущении признались, что попросту боятся ужасных собак. Те могут их растерзать.
Раби Йехезкель ответил им: «Не беспокойтесь! Я постою и посмотрю, пока вы не пройдете мимо этих дворов. Обещаю, что ничего дурного не случится».
Так и вышло: ребята пошли коротким путем, тренируя смелость и умение полагаться на слова мудрецов, а раби Йехезкель стоял на пороге и смотрел на них. Чудесным образом собаки словно онемели, попрятались в будки, и ни одна из них даже не тявкнула.
Такова история, а теперь подумаем, какие из нее могут быть выводы. Если бы нам рассказали, что собаки не осмелились лаять на самого праведного машгиаха, это бы нас не удивило. Ведь Всевышний уже благословил человека (Берешит 9:2): «И боязнь и страх перед вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всём, что движется на земле, и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они». Это благословение, как известно, «работает» у праведников народа Израиля в каждом поколении.
И даже если бы мы услышали, что раби Йехезкель благословил учеников, чтобы с ними не случилось ничего плохого, и его благословение исполнилось, — это бы нас тоже не удивило. Ведь «Желание боящихся Его исполняет Он…» (Тэилим 145:19) и, как сказано, «праведник постановляет, а Всевышний осуществляет» (Таанит 23а и др.).
Но здесь находим кое-что новое. Раби Йехезкель не довольствовался благословением, а пообещал ученикам, что будет смотреть на них. И благодаря этому взгляду псы не тронули ребят. Как это объяснить? Это не так сложно:
У взгляда есть чудесная способность соединять видящего и видимое. Когда раби Йехезкель смотрел на учеников, идущих мимо дворов с собаками, это было не просто рассматривание. Его взгляд соединял учеников с ним, и благодаря этому для них «срабатывала» та защита, которая есть у раби Йехезкеля и у других праведников такого уровня: собаки ощущают страх перед ними и отступают.
Теперь можно вернуться к вопросу, который задали вначале. По первому впечатлению, Всевышний посмотрел на Свое творение, чтобы оценить его. Но это ошибка!
Ему надо было «увидеть» творение не для оценки, а для связи. «Увидев» Творение, Всевышний «связал» его с Собой. И когда творение соединилось с Творцом, Источником истинного блага, то и оно само стало «хорошо» (Лэламедха).
[1] Раби Йехезкель бар-Йеуда Левинштейн (5645-5734 /1885-1974)— выдающийся педагог, один из духовных лидеров движения Мусар.
[2] Машгиах — буквально «наблюдатель», или «инспектор». В литовских ешивах у машгиаха была особая роль — следить за духовным и эмоциональным ростом учеников, быть их советником. Кроме того, он регулярно давал лекции по мусару — этике и еврейскому мировоззрению.
[3] Раби Йерухам Лейвович (5635-5696 /1875-1936) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров движения Мусар, учитель рава Левинштейна.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону