Темы: Моше, Оцарот, Чтение для детей, Мусар, Раби Йосеф Каро
«Это место будет названо Воды Раздора» (Бемидбар 20:13). У великого законоучителя раби Йосефа Каро был «магид» — небесный посланник, который являлся ему, беседовал с ним и открывал тайны Торы. Cоученики и последователи раби Каро даже оставили описание, как этот посланник приходил к нему, а сам законоучитель записал его откровения в книге «Магид Мейшарим» («Сообщающий истину»). В этой книге есть строки, имеющие отношение к нашей недельной главе.
Известно, что у комментаторов нет единого мнения по вопросу: в чем состояла ошибка Моше Рабейну при Водах Раздора и почему Всевышний постановил, что Моше умрет в пустыне? Посланник сказал раби Йосефу: само разнообразие мнений на этот счет показывает: вина была очень «тонкой» и неуловимой, поэтому, чтобы вынести решение, понадобилось собрать много отдельных обвинений, подобно тому, как из тончайших волокон сплетают нить.
Одно из объяснений дал Рамбам: взоры всех сынов Израиля были прикованы к Моше, все его действия были примером для подражания. И когда люди, измученные жаждой, потребовали воду, а он разгневался, они сделали вывод: гневаться можно по любому поводу.
Моше не следовало сердиться, так как народ не был виноват. Поэтому на Моше обрушился гнев Всевышнего. Каждый, кто знает, что является примером для окружающих, должен тщательно обдумывать каждое свое движение, держать чувства под контролем. Тщательно «отмерять» любую реакцию. А если он поступает иначе, это вызывает гнев Свыше.
Тора, как известно, — книга «инструкций» и наставления. Суровое решение в отношении Моше Рабейну — предостережение для каждого из нас. Каждый отец, каждая мать в еврейской семье в глазах детей подобны Моше Рабейну: взоры детей прикованы к родителям. Глядя на поведение родителей, дети учатся тому, что можно делать, а чего нельзя.
Если родитель сердится по пустякам, ребенок усваивает, что негативным чувствам можно давать волю, что гнев разрешен и сдерживать его необязательно.
Вот что рассказывают об этом. Как известно, Хазон Иш молился в миньяне (группа из десяти и более молящихся), который собирался у него дома. Молитва, конечно же, проходила с надлежащим трепетом. Однажды тишина была нарушена: громко заговорил сын одного из молящихся. Отец рассердился и заставил сына молчать.
После молитвы Хазон Иш позвал отца и сказал ему: «Сегодня ты дал сыну два урока, которые будут вести его по жизни». Отец решил, что это комплимент, на его лице выразилось удовольствие. Но он всё же попросил уточнить, какие именно уроки.
Хазон Иш ответил: «Сегодня ты научил его, что во время молитвы нельзя разговаривать и что можно проявлять гнев». Затем добавил: «Надеюсь, что он запомнит первый урок, но вот второй он точно постарается применить на практике».
Взять гнев под контроль — почти невыполнимая задача. Но, серьезно изучая книги по Мусару (еврейской этике) применяя знания на практике, можно постепенно научиться этому. Разумеется — с Б-жьей помощью, ведь Он желает помочь нам в этом.
Маленький мальчик пришел с папой в магазин. Продавец протянул ребенку коробочку с конфетами и сказал: «Возьми столько конфет, сколько хочешь». Мальчик остановился и устремил взгляд на отца.
Продавец повторил: «Деточка, бери полную горсть, это бесплатно». Но ребенок продолжал смотреть на отца. В итоге отец сам достал несколько конфет, отдал сыну, и они вышли из магазина.
По дороге отец спросил, почему сын не взял конфеты сам. Тот ответил: «Хотел, чтобы ты вытащил мне, потому что у тебя рука больше».
«Мораль» этой истории понятна. Если нам что-то нужно, стоит попросить Творца мира, чтобы Он дал нам это, потому что у Него «такие руки… самые большие»! У нас есть Папа на Небесах, Который может дать нам всё! Он хочет только, чтобы мы чаще обращались к Нему.
Творец мира любит нас и хочет дать нам всё лучшее, что есть в мире. Мы можем просить у Него всё, что нам нужно. В том числе — просить улучшить и исправить нас, поскольку это не в наших силах. Помочь нам работать над своими качествами и расстаться с гневом. Дать нам силы вести себя терпеливо и транслировать любовь в семье, несмотря на все трудности… только попроси! (Маайан а-Шавуа)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону