Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пока остальные колена Израиля были порабощены, Моше не мог найти покой и утешение. «И вышел к братьям своим» — евреям из остальных колен, «и увидел страдания их».

«И было в те дни, когда вырос Моше и вышел он к братьям своим, и увидел страдания их…» (Шмот 2:11).

Вот что пишет об этом Алших а-Кадош: «Слова и было в те дни — лишние. Разве кто-то не знает, что он (Моше) рос в те дни? Но нам известно, что в любом месте, где сказано “и было”, слова эти указывают на время бедствия (Мегила 10 б). Это подводит нас к сути. Слова эти показывают, что любому человеку из народа Израиля, который поднимается к величию в то время, когда евреи терпят бедствия, не подобает говорить “мир тебе, душа моя”… но следует ему быть с ними в их горе».

Именно так и было тогда. Моше Рабейну рос во дворце фараона. Он был приемным сыном могучего царя и управляющим в его доме (Раши). Он был связан и со своей настоящей семьей, а колено Леви в Египте не было порабощено. Моше мог наслаждаться благами обоих миров: учить Тору у своего отца, великого мудреца поколения, вместе со своим братом-пророком и — обеспечивать благополучие своей семье с помощью дома фараона.

Но, пока остальные колена Израиля были порабощены, Моше не мог найти покой и утешение. «И вышел к братьям своим» — евреям из остальных колен, «и увидел страдания их».

Тора вечна, и ее предписания обращены к каждому человеку в каждом поколении. Этот стих обращен к каждому, кто изучает Тору: «Где ты? Как ты можешь укрываться во дворцах, наслаждаться сиянием чертогов Торы, “записаться в левиты”[1], когда твои братья так далеки от Торы и от себя самих?!»

Однажды нашему учителю, гаону раби Исраэлю из Саланта рассказали о великом праведнике раби Лейбе, хасиде из Кельма, и о его чудесных деяниях. А рав Салантер задал лишь один вопрос: «Подошел ли раби Лейб хоть однажды к лавочнику, тяжело работающему ради пропитания, предложил ли ему: “Я постою на твоем месте за прилавком, а ты сходи на часок в дом учения, послушай урок и почитай Тэилим (Псалмы)”? Если он так делал, то заслуживает всех почестей и похвал!»

«И вышел к братьям своим, и увидел страдания их» — таков путь избавителя Израиля. «Он говорил каждому: если бы я мог быть на твоем месте…» (Шмот Рабба 1:32). Он выходил к порабощенным, выслушивал рассказы об их тяготах. У них появлялась надежда.

Тот, кто хочет «выйти к братьям своим», должен научиться «судить о людях, оправдывая их» и видеть заслуги других людей — понимать тех, кто находится в худших условиях, чем он сам, стараться помочь им.

Однажды Адмор из Гуры, автор книги «Пней Менахем», давал урок по трактату Авот и дошел до мишны «Суди каждого человека, находя оправдывающие его обстоятельства» (1:6). Буквально: «Суди каждого человека, (склоняя) чашу (весов в сторону) оправдания». Он спросил учеников: «Что это за чаша такая? Почему это называют чашей?»

— Хороший вопрос, никогда над этим не задумывался, — ответил один из учеников.

Адмор объяснил с помощью примеров:

— Если у человека суп в большой кастрюле, он пользуется большим половником. Как пользуется? Ищет там кусок курицы, мешает суп и ищет. Судить, используя чашу оправдания, значит: искать таким вот половником (чашей) хоть какую-то заслугу, какое-то оправдание человеку. Будешь искать — непременно найдешь.

Такой ответ понравился ученикам, но рав продолжил:

— Когда вы покупаете пару ботинок, как вам помогает обувной рожок? Разве он укорачивает стопу? Или расширяет ботинок? Ни то, ни другое. Такой рожок-лопатка просто помогает стопе войти в ботинок. То же самое и с «чашей оправдания»: если облегчить себе поиск, всё совпадет. Будешь искать хоть какие-то оправдания, заслуги — обязательно найдешь их.

Как добиться, чтобы «чаша оправдания» перевесила? Попытаться представить себя на месте другого, подумать: «Если бы я был на его месте, в его состоянии и положении, с его желаниями и наклонностями, возможно, я бы вел себя в точности, как он». Наша проблема в том, что мы спешим осудить человека, не пытаясь найти для него даже малейшего оправдания. Действуем, исходя из сиюминутного порыва, и немедленно готовы «повесить его на городской площади».

Почему?

Потому что на самом деле не пытаемся найти у человека какие-то заслуги, хоть как-то оправдать его. Ведь это требует определенного усилия, нужно было бы в какой-то мере пренебречь общепринятыми условностями и проявить немного больше любви к еврейскому народу.

«Чаша оправдания» — это наша возможность увидеть в другом точку света, его заслуги. Прежде, чем судить ближнего за его жизнь, его характер и действия, обуйся сначала в его ботинки, пройдись по тому пути, которым он шел, упади там, где он падал, и поднимись так, как он поднялся. Лишь тогда ты сможешь судить о нем.

Когда мы приучаемся судить о каждом человеке, подыскивая ему оправдание, мы создаем вокруг себя защитную стену. Ведь тогда и Творец, судя нас — по принципу «мера за меру», — будет находить нам оправдание (Маайан а-Шавуа, Бэха батахну).

[1] Рамбам в «Мишнэ Тора» (Законы седьмого и юбилейного года 13:13) пишет: не только левит, но и любой еврей, который пожелает, может посвятить себя изучению Торы и отказаться от возделывания земли, а другие евреи будут отдавать ему десятины как левиту.

 


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как евреи ищут знакомства?

Сегодня, отвечает Рика Гдалевич

Стоит ли создавать семью, если молодого человека очень многое во мне не устраивает?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Боюсь полюбить: если придется расставаться, страдания будут невыносимыми…

12 мая, отвечает Рика Гдалевич

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше