Темы: Грех разведчиков, Еврейская речь, Недельная глава, Шлах, Оцарот, Чтение для детей, Береги свою речь
«И умерли люди, клеветавшие на землю» (14:37). Писание говорит: «Жизнь и смерть во власти языка» (Мишлей 18:21). Речь — это счастье человека, ибо таково определение человеческого рода: «говорящий». С ее помощью возникают связи в понимании, доверие и дружба между людьми. Так человек обретает понимание и знание. Благодаря речи он зарабатывает себе вечную жизнь: например, когда произносит благословения, молитвы, учит Тору и… проявляет милосердие.
Да, бывает милосердие в речи: нужно интересоваться делами других людей, благословлять их, ободрять. «Дающий монету нищему получает шесть благословений, а ободряющий его словами — одиннадцать» (Бава Батра 9 б). Но так же, как с помощью речи можно обрести жизнь, так может она превратиться и в острый меч и разрушительное орудие! Злословие — это мина, вместе с целью убивающая и того, кто ее закладывает. Насмешка над человеком, острая шутка, проклятие, сквернословие — язык может стать настоящим минным полем. И главной жертвой становится сам говорящий!
По-видимому, все грехи поколения пустыни, которое называют «поколением знания», были связаны с языком. Они жаловались на Творца, высказывались против Него и против Моше, а в нашей главе стали порочить страну Израиля. Каким страшным было их наказание: сорок лет скитаний, пока не умерло все поколение! По величине наказания можно понять, насколько великим был сам грех. Нужно быть чрезвычайно осторожным со своим языком и превращать его в орудие жизни. Как велика сила слова, мы узнаем из следующей притчи.
Группа лягушек гуляла по лесу, и внезапно двое из них по неосторожности упали в глубокую яму. Остальные лягушки остановились и столпились вокруг нее. Увидев, как глубока эта яма, они заквакали своим упавшим друзьям: «Друзья, живыми вы отсюда точно не выберитесь, глупо напрягаться!»
Но лягушки в яме вовсе не собирались так легко расставаться с жизнью. Они игнорировали крики друзей и старались изо всех сил вырваться наружу. Они прыгали и старались, несмотря на «ободрение» от лягушек сверху, которые твердили, что шансов нет.
В итоге одна из лягушек приняла этот посыл. Она перестала прыгать, силы ее иссякли, и она умерла на дне ямы. Вторая лягушка не отступала, изо всех сил она пробовала прыгать и скакать, в то время как друзья кричали ей: «Жаль силы тратить, все равно шансов нет… хватит прыгать, хотя бы умри спокойно».
В итоге она подпрыгнула так высоко, что ей удалось выкарабкаться наружу из ямы. Когда она вылезла, обессиленная, но довольная, остальные спросили ее с удивлением: «Как тебе удалось? Яма ведь была очень глубокой».
Она сделала им знак благодарности: «Это благодаря вам, мои дорогие друзья! Спасибо за ободрение».
Выяснилось, что лягушка эта была глухой и по ошибке решила, что крики сверху были словами поддержки.
Хорошо бы нам взвешивать каждое слово, которое выходит из наших уст. Давайте помнить, какая сила заключена в словах, и будем верно применять силу речи — молиться, благодарить, говорить комплименты и слова поддержки! (Майян а-Шавуа)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону