«И было к концу двух лет» (41:1). Праведный Йосеф был брошен за решетку и пробыл там в течение двенадцати лет, не совершив никакого преступления, а лишь из-за грязного навета со стороны жены его господина. Йосеф был не обычным узником, а узником-рабом, и не обычным рабом, а еврейским. Это был самый низкий статус в глазах египтян. При этом у него не было ни отпуска, ни посещений со стороны членов семьи. Он жил в унизительных условиях!
«И послал фараон, и позвал Йосефа, и достали его из ямы, и побрился, и сменил одежду, и пришел к фараону». В начале нового года, первого Тишрея, внезапно распахнулась дверь его камеры. Слуги царя вошли в камеру Йосефа и быстро достали его из ямы, дали вымыться, постричься и даже предоставили новую одежду. Когда Йосеф сменил внешность и вместо узника стал похож на «жениха, выходящего из-под свадебного балдахина», старшие служители царя привели его с почестями и в полном великолепии к самому владыке Египта! «Из глубокой ямы на высокую крышу» — и в буквальном, и в иносказательном смысле.
Что же произошло? Отчего такая спешка? Йосеф был заключен в темной яме двенадцать лет, еще один день или час ничего не изменил бы для него. Зачем так суетиться?
Однако, поскольку он завершил свое исправление в тюрьме, и час избавления настал, с Небес не стали удерживать его даже лишней секунды! Это учит нас тому, насколько высший суд точен и рассчитывает все до толщины волоска!
Глава Микец почти всегда читается в Хануку, и нужно понять связь между ними. Ханука символизирует самоотверженность ради заповедей и близости к Б-гу. Горстка длиннобородых раввинов, не имея никаких военных навыков, вышла сражаться против большой империи, желавшей искоренить религию в народе Израиля. И даже после того, как чудом победили, они не успокоились, пока не нашли чистое масло под печатью первосвященника — и это при том, что они знали: для общественного дела нечистота разрешена (Йома 4 а).
А в этой недельной главе мы читаем о самоотверженности праведного Йосефа, который сохранял бескомпромиссную веру и преданность религии. Мы поражаемся его праведности, проявленной несмотря на все страдания и на то, что он рос в чужой испорченной среде, вдали от отца и матери, как сирота, без связи с родными. Вот в чем связь между хашмонаями и Йосефом. Они изгоняли тьму с помощью света! (Шулхан Шаббат Арух)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону