Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Соблюдать заповеди Его и законы, как написано в этой книге Торы» (29:19). Б-жественный каббалист раби Авраам Азулай объяснил: даже преступники среди народа Израиля полны заповедей, как гранат! Живет человек в стране Израиля — этим он исполняет заповедь заселения этой земли. Приветствует друга с улыбкой — это заповедь милосердия, заповедь «идти путями Его». А что уж говорить о помощи ближнему, сочувствии ему в радости и в горе, «несения бремени» вместе с ним, что также включает и отношение к членам семьи!

Если задуматься об этом, увидим, что мы изрядно нагружены заповедями и добрыми делами. Но закон утверждает, что «заповеди требуют намерения» (Шульхан Арух, Орах Хаим 60:4). Во время их исполнения нужно знать, что этим мы выполняем волю и приказ Творца. Поэтому в Писании подчеркивается: «Соблюдать заповеди Его и законы, как написано в этой книге Торы» — нужно знать, что таковы заповеди Торы, и намереваться исполнить их.

Рассказывает гаон раби Бен-Цион Аба Шауль: был случай с одним мудрецом, главой ешивы, который встал после сна и изумленно сказал жене: «Послушай же сон, который мне приснился! Я стоял перед Всевышним и беседовал с Ним».

Жена удивилась: «И от чего ты так взволнован? Ты ведь изучаешь Его Тору, а перед всяким, кто занимается Торой, пребывает Шхина. Ты молишься, но что есть молитва, если не предстояние перед Б-гом? В каждом благословении ты произносишь: “Благословен Ты, Б-г”. А, как известно, человеку показывают во сне то, о чем помышляет сердце его. Так что же удивительного в том, что тебе приснилась беседа с Б-гом?»

«Вот поэтому я так взволнован, — ответил он ей, — я ведь уже тридцать лет учусь и молюсь. Так почему же только в эту ночь я увидел, как беседую с Творцом?»

Потрясающе! Человек может учиться, молиться, исполнять заповеди, и все впустую. Всевышний не пребывает перед его взором и не живет в его сердце.

Раби Йерухам из Мира подробно говорит об этом («Даат Тора», Шмот 232). Как известно, есть заповеди между человеком и Творцом, а есть — между человеком и ближним. Многие исполняют первый вид заповедей, но при этом не думают о Творце, и главного у них недостает. Пророк удивляется: «Держащие Тору не знают Меня» (Ирмияу 2:18), «И стал их трепет передо Мной как заученная заповедь» (Ишайя 2:13). А ведь «если нет трепета, нет и Торы» (Авот 3:17) — отсутствует сама основа Торы. То же самое касается и заповедей второго вида. Многие исполняют заповеди между человеком и ближним, но сам этот ближний — его чувства, потребности и желание разделить с ним его бремя — вовсе не учитываются. Здесь снова получается, что главного-то как раз и не хватает.

Праведник раби Амрам бен Диван был одним из мудрецов Хеврона около 250 лет назад. Когда в городе стало совсем плохо, главы общины устремили к нему свой взор, чтобы он поехал по городам Марокко и устроил сборы пожертвований для еврейского поселения, на которое правители наложили непомерные налоги.

Поехал праведник в Марокко и был там принят с восторгом и почестями. Его гениальность была известна, а благословения приносили спасение. Когда он приехал в город Фас, к нему пришел бедняк из хорошей семьи и рассказал о своей беде: его сын достиг нужного возраста и собирается жениться на бедной сироте, но у них нет денег для свадьбы. А ему стыдно просить милостыню, поскольку он из знатного рода и не привык к такому. Поэтому он и рассказывает это только праведнику из другой страны.

Сказал ему праведник: «Денег дать не могу, поскольку все деньги посвящены еврейской общине в городе наших праотцов. Но возьми мой субботний плащ. Это предмет заповеди — продай его так дорого, как сумеешь».

Так и было. Бедняк рассказал всем, что у него субботний плащ почтенного праведника, и богачи из Фаса стали соревноваться, кому достанется эта святая одежда. В итоге один богач купил ее по большой цене, позволившей бедному устроить роскошную свадьбу для сына. В шаббат праведник одел свой будничный плащ. Но святой Ари уже открыл нам, что если делать заповеди с намерением почтить Всевышего, из них для нас шьется сияющее духовное одеяние. Наш праведник был облачен в него с головы до пят (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как евреи ищут знакомства?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Стоит ли создавать семью, если молодого человека очень многое во мне не устраивает?

13 мая, отвечает Ципора Харитан

Боюсь полюбить: если придется расставаться, страдания будут невыносимыми…

12 мая, отвечает Рика Гдалевич

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше