«И остался Яаков один» (32:24). В Мишне мы учили (Авот 3:4): «Бодрствующий ночью и идущий по дороге в одиночку — обрекает себя на смерть». Рав Овадия из Бартенуры комментирует это так: «Поскольку ночь — это время, когда господствуют вредители, а дорога — опасное место из-за разбойников и других напастей».
Тем более, если человек идет один по дороге ночью! В то время это было настолько опасно и редко, что считалось одним из признаков безумия (Хагига 3 б). И если это верно для любого человека, то ученикам мудрецов следует остерегаться в семь раз больше. Ведь ночь — это время, когда в мире властвуют силы суда и демоны, а они нападают на мудрецов гораздо чаще (Хулин 91 а).
Кто же так поступал? Наш праотец Яаков! Посреди ночи он покинул свой лагерь, своих жен и детей и в одиночку переправился через реку. И действительно: он подвергся опасности — ангел Эсава боролся с ним всеми силами.
Зачем же он так поступил? Почему стал подвергать себя опасности? Наши мудрецы говорят, он вспомнил, что оставил там маленькие кувшины. И что? Разве следует рисковать жизнью ради маленьких кувшинов? И это при том, что у него было огромное богатство, и то, что он послал в подарок Эсаву, было лишь малой частью от него!
Ответ в том, — говорит святой Ари, — что наш праотец Яаков относился к своему имуществу, как к подарку, данному ему Творцом. Если кто-то получит кубок напрямую от самого царя, он непременно будет готов рискнуть, чтобы не потерять его.
В Ялкут Шимони (32:132) поясняют: «Отсюда мы знаем, что праведники любят свое имущество больше, чем собственное тело. И почему так? Потому что не протягивают руки, чтобы грабить других». Но это все еще недостаточно удовлетворяет нас. Что это за такая огромная любовь к столь малому имуществу, что оно становится дороже собственного тела?
Впрочем, для праведников имущество измеряется не количеством, а ценностью и благословением, которое вкладывает в него Б-г. В чем тогда разница между маленькими кувшинами и драгоценностями из золота и серебра? Если на маленьких кувшинах пребывает благословение Всевышнего, их стоимость может вырасти и превысить тысячи золотых монет!
Каждый день мы видим, как люди покупают дешевые лотерейные билеты и иногда выигрывают миллионы. Или покупают акции различных фирм по низкой цене, а потом они начинают приносить большие доходы. Точно так же есть люди, которым платят скромную зарплату, но Всевышний изливает благословение на их деньги, и в конце месяца у них остается неплохая сумма. С другой стороны, встречаются богатые, как Корах, с огромными ежемесячными доходами, но по факту к концу месяца от этих доходов у них ничего не остается, поскольку они лишены благословения, и все их сбережения уходят в бездну — на врачей или адвокатов. Это одна из причин того, почему наши мудрецы придавали большое значение даже малым деньгам и постановили, что «закон одной самой мелкой монеты — такой же, как закон ста монет» (Санедрин 8 а).
Но мы не находимся на столь возвышенной ступени. Нас не пронизывает осознание того, что каждый предмет нашего имущества дан нам как подарок свыше. На самом деле такое восприятие присутствует как раз на ступени праведников, поэтому и говорят, что для них имущество дороже тела. Оно дорого для них, как личный подарок от Творца. Но и у нас есть то, о чем мы знаем, что это особый дар из рук Всевышнего. Это наши дети! В нашей недельной главе говорится: «Дети, которыми одарил Всесильный раба твоего». Творец выразил Свою милость в таком замечательном подарке! И мы знаем, что они вверены нам, эти души, происходящие от престола славы; нам доверено их правильное и доброе воспитание, чтобы направить их к счастливой жизни по путям отцов. Нам для этого не нужно подвергать себя опасности, достаточно лишь направить их к свету, дать им религиозное образование через Тору и заповеди и быть для них личным живым примером. А затем мы сами будем получать удовольствие от них всю жизнь!
Гаон раби Клипа а-Коэн установил себе время для изучения Торы по утрам. А торговать на рынок он выходил лишь немного после полудня. Жители его города удивлялись: «Почему Вы так опаздываете с приходом на рынок? Ведь торговые лотки уже почти опустели, и лишь совсем немногие приходят за покупками в это время».
А раби Клипа отвечал им деликатно: «Мой случай можно сравнить с человеком, который был благословлен десятью детьми. Однажды все они пришли обедать в его доме, кроме одного, который опоздал из-за важной причины и не пришел вовремя. Разве можно подумать, что из-за своего опоздания он не получит порцию? Очевидно, родители приберегают еду для него на тот момент, когда он придет».
«То же самое и со мной, — закончил свою речь раби Клипа, — доходы уже выделены для меня с Рош а-Шана. Разве может быть, что из-за того, что я занимался Торой и опоздал прийти на рынок, у меня отнимут заработок? Конечно же, то, что определено для меня на Небесах, так или иначе по-любому придет ко мне. Все зависит только от благословения свыше!» (Рехев Исраэль, Оцротейну)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону