Святые евреи, облаченные в белое, в посте и молитве просят босиком прощения перед Господом, испытывающим сердца, открывающим глубины, изрекающим справедливость. Они произносят: «Согрешили мы пред Тобой, смилуйся над нами». Добрый и творящий добро, Он знает все тайное, побеждает грехи, облекается праведностью.
В чем смысл такой просьбы? Если уж согрешили, как это оправдывает просьбу о прощении и уклонение от наказания?
«У Б-га Всесильного милосердие и прощение, ибо согрешили перед Ним. У Б-га Всесильного милосердие и прощение, ибо взбунтовались против Него. Не возлагай на нас грех, который по глупости мы совершили. Согрешили, Твердыня наша, прости нас, Создатель наш». Мы сами-то понимаем то, что произносим? У Б-га должно быть нас милосердие, потому что мы согрешили?! И за это Он смилостивится над нами? Что мы хотим этим сказать?
Мы стоим на суде, а в устах у нас странная просьба: «Не вступай с нами в суд, ибо не оправдается перед Тобой ничто живое». В чем смысл? Мы хотим отменить день суда, отодвинуть Йом Кипур?
Конечно же, нет. Суд совершится, хотим мы того или нет. Всевышний не уступает даже на кончик буквы Йуд. «Каждый, кто говорит, что Святой, благословен Он, уступчив, — лишится жизни» (Бава Кама 50 а). Чего же тогда мы просим?
Ответ прост. Бывает суровый и беспощадный суд, а бывает любящий суд, который считается с подсудимым и склоняет чаши весов к милосердию. Вот вам пример.
Это гипотетический пример, и мы надеемся, что такого не было в действительности. Еврей был загружен работой, он трудился до изнеможения. Поднимался и спускался, бегал и возвращался, обслуживал клиентов и упаковывал товары. Внезапно он взглянул на часы и содрогнулся — время Минхи прошло, а он не помолился.
В Йом Кипур его поступки будут рассмотрены: свет и сияние, радостные шаббаты и праздники, он создал великолепный еврейский дом, дал детям религиозное воспитание, торговал честно, «да» для него означало да, а «нет» — нет. Вечером, несмотря на усталость, он шел слушать урок по Гмаре. Поистине, «Израиль, в котором прославлюсь!»
И вдруг — мрак и ужас! Пропущенная молитва Минха. Ангелы и серафы содрогаются: Какая неблагодарность! Он не предстал перед Творцом, чтобы благодарить за свою жизнь и просить о ней. Он был занят… своими несчастными копейками! Стыд и позор, рожденный женщиной, слепленный из глины — и у него есть занятия важнее молитвы?! Каков будет его приговор? Ого!
Но душа человека просит: «Не вступай с нами в суд» — включи силу милосердия. Склони весы к чаше оправдания. Пойми меня, я всего лишь человек, со слабостями и заботами, мелочами и проблемами. Понять — значит простить. Пожалуйста, Ты ведь добрый и прощающий, жалостливый и милосердный!
Он просит, говоря языком наших мудрецов, чтобы Всевышний встал с трона суда и пересел на трон милосердия. Если это всего лишь просьба, возможно, на нее будет ответ, а возможно, и нет. Однако мы способны запустить силу милосердия. Мы можем сделать так, чтобы Всевышний пересел на трон милосердия, чтобы Он не вступал с нами в суд, а отнесся снисходительно. Как?
Наши мудрецы указали путь к этому: «К каждому, кто милосерден к людям, проявляют милосердие с Небес».
Когда я прошу, чтобы свыше поняли меня и оправдали, меня спрашивают: «А сам ты пробовал понять других, когда просишь об этом для себя? Сам ты оправдывал их, если хочешь, чтобы так сделали с тобой? Ты извинял и прощал, делал добро и помогал?
У тебя была ссора с таким-то, ты спорил с ним, уверенный в своей правоте. Быть может. Но ведь и он уверен, что прав. Пробовал ли ты задуматься над происходящим с его точки зрения, понять его? И, как ты сам сказал “понять — значит, простить”, — пытался ли ты простить его?»
Йом Кипур уже близок. У нас осталось мало времени, чтобы пересмотреть все мелкие счеты с нашими друзьями и недругами, понять другую сторону, изгладить претензии и накопленную злость. Тогда мы сможем предстать перед судом и сказать: «Не возлагай на нас грех», заслужив хороший и сладкий год. Ведь «всякому, кто уступчив в своих качествах, прощают преступления».
Приведем отрывок из книги «Моах ве-Лев» о гаоне раби Хаиме Шмулевиче, главе ешивы Мир.
Во время шестидневной войны вся ешива, а с ней и соседи из округи, собралась в подземном бункере, расположенном под зданием ешивы. Иорданская артиллерия засыпала Иерусалим градом металла, и в здании ешивы были бреши от прямых попаданий снарядов. Стены задрожали, и в бункере закричали: «Услышь, Израиль, Б-г Всесильный!»
О чем же кричали сидящие в бункере? «Владыка мира! Мы в твоих руках, сделай что-нибудь…»
Раби Хаим воспроизвел эти напряженные моменты ужаса и сказал: «Думаете, это и было тем, что спасло нас? Нет! Нас спасло нечто совсем иное…
Недалеко от меня сидела женщина, она жила рядом с ешивой и осталась без мужа. За двадцать лет до этого муж бросил ее, не дав развода. Вы, конечно же, можете представить, какой печальной была ее жизнь».
Через интонацию в голосе раби Хаима можно было ощутить горечь этой одинокой женщины. Она была прачкой, ей приходилось стирать грязную одежду чужих людей. Ведь муж, который прежде содержал семью, бросил ее.
Она-то и спасла нас! С того места, где я сидел, я услышал ее голос: «Владыка мира! Я прощаю своего мужа». Поверьте, ей было, за что прощать. Когда я это услышал, то знал, что мы спасены! Фактически, она сказала следующее: «Если я способна простить, значит, и Ты можешь».
Она спасла других. А мы, прощая других, спасем хотя бы себя и свои семьи.
Если открыть в сердце новую страницу в отношениях с ближними, то и для нас на небе откроется новая страница. В этом и состоит наша просьба! (Майян а-Моэд)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону