«Да не войдет моавитянин и амонитянин в общину Б-жью» (23:4). Тора дает нам свои наставления на целую вечность. И несмотря на то, что народы моава и амона уже исчезли из мира и растворились среди других обитателей земли, урок, который мы выносим из этой заповеди, и ее смысл остаются на все поколения.
Эти народы требуют от нас особого отношения: «За то, что не встретили вас с хлебом и водой в пути, когда вы вышли из Египта… не ищи мира с ними и блага для них во все дни твои, навеки».
Если бы нам нужно было осудить каждый народ, который не встретил нас с хлебом и водой, пока мы были в изгнании, то нам пришлось бы объявить вражду всему миру. К тому же, при исходе из Египта был еще один народ, который не только не встретил евреев с хлебом и водой, но и вышел им навстречу с мечом. Это был Эдом, но как раз о нем в нашей недельной главе сказано: «Не презирай эдомейца, ибо он брат твой». Чем же отличаются Моав и Аммон?
На это отвечает наш учитель Рамбан: «Мне кажется, что Писание отдалило двух этих братьев — Аммона и Моава — поскольку они получили благо от Авраама, который спас их отца и матерей из плена. В его заслугу Б-г вывел их из Сдома (чтобы они не погибли)». Иными словами, они проявили неблагодарность.
Давайте подумаем: народ Израиля выходит из Египта и останавливается возле границ Моава. «И испугался Моав чрезвычайно из-за народа, ибо велик он, и противно стало Моаву из-за сынов Израиля, и сказал Моав… теперь обглодает эта община все вокруг нас, как бык обгладывает зелень полевую» (Бемидбар 22:3). Короче говоря, моавитяне были уверены, что их жизням угрожает опасность. Но Тора утверждает: они не только не вправе были причинять сынам Израиля зло, но и должны были выйти им навстречу «с бубнами и танцами» и поднести им дары — хлеб и воду. Почему? Потому что однажды, много лет назад, дед Израиля сделал доброе дело для их деда.
В сущности слово «дед» недостаточно точное. Давайте произведем подсчет. Войну против Мидьяна вел Пинхас, сын Элазара, сын первосвященника Аарона, который был сыном Амрама, сына Кеата, сына Леви, сына Яакова, сына Ицхака, сына Авраама. Девять поколений прошло со дней Авраама и Лота, который был отцом Моава и Амона. Получается, что Тора требовала от этих народов помнить, что их предок в девятом поколении однажды, около четырехсот пятидесяти лет назад, был спасен таким же далеким предком народа Израиля.
И если они не вспомнили этот факт и не поступили в соответствии с ним — не признали, что обязаны отплатить добром сынам Израиля, — то что? Теперь они вечно будут лишены права присоединиться к еврейскому народу! Но почему? Потому что еврей по природе своей не может быть неблагодарным.
Верно, евреи не отрицают совершенное для них другими добро. Но что происходит, если я признаю добро, сделанное для меня неким человеком, а он впоследствии причинит мне страшное зло, несправедливость, вопиющую к небесам? В таком случае я становлюсь ему злейшим врагом, верно?
Нет, неверно!
«Не презирай египтянина, ибо пришельцем ты был в его стране». Раши комментирует: «Не презирай его во всем, несмотря на то, что он бросал ваших сыновей в реку. Почему? Потому что он дал вам укрытие в час нужды». В период голода, в поколении Йосефа, египтяне взяли вас к себе и сделали для вас добро. И это не могут стереть даже двести десять лет рабства, работы до изнеможения над глиной и кирпичами с надсмотрщиками и преследованиями. Не презирай египтянина во всем!
Если бы люди вели себя по этим правилам, ни одна семейная пара не разводилась бы. Они помнили бы добро, которое царило в их отношениях в первый период после свадьбы. А вся последующая жизнь уж точно не хуже, чем египетское рабство.
Но основной урок о том, насколько мы обязаны чувствовать благодарность, по словам автора «Книги воспитания» (Хинух), еще более возвышен: «Приобретя это качество в своей душе, человек взойдет от него к благодарности Б-гу, который дал ему родиться, обеспечивал всем необходимым на протяжении жизни, поставил на ноги, дал здоровые части тела, вложил в него душу и разум для познания. Пусть же человек задумается, насколько осторожным он должен быть в служении Творцу, благословенно Имя Его».
Рассказывает гаон раби Ицхак Зильберштейн, главный раввин района Рамат Эльханан: «Однажды я зашел в синагогу на вечернюю молитву и увидел гаона раби Бен-Циона Абу Шауля, который вошел и присоединился к уже собравшемуся миньяну. Войдя, он достал из кармана монету и положил в копилку для пожертвований у входа в синагогу. К нему подошли и напомнили ему слова из книги “Каф а-Хаим” (Орах Хаим 235:4): “Ночь — это время власти сил суда, и потому ночью не дают пожертвований перед молитвой”».
На это он ответил: «То, что я дал, — это не пожертвование. Просто я наслаждаюсь освещением, кондиционером, чистым полом и приготовленным молитвенником. А разве могу я наслаждаться, не заплатив за это?» (Майян а-Шавуа)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону