«Устрой себе дорогу» (19:3). Известен рассказ об Элкане — выдуманный, конечно. Этот Элкана был еврейским крестьянином на Голанских высотах. У него были поля, виноградники, плантации и стада коров. Тяжелая и утомительная работа на все дни года. Он ждал лишь праздничных дней, ежегодного отдыха. Это было время прекращения работы, даже если это приходилось делать вопреки своей воле, — ведь он соблюдал Тору и заповеди. Однако одну заповедь он забросил и не исполнял. Заповедь праздничного паломничества. Храм в ту пору еще стоял на своей горе, и все соседи Элканы устремлялись к этому великому и священному зданию. Возвращаясь, они рассказывали о своих возвышенных переживаниях, о чистой атмосфере праздника и о том, как собираются вместе миллионы сынов Израиля, о постоянных чудесах и о священном служении.
Но Элкана считал себя свободным от этого. Что ему остается делать? Ведь Песах выпал как раз на сезон жатвы ячменя, Шавуот — на сезон жатвы пшеницы, а Суккот — на сезон, когда надо забирать урожай с поля. Не будет же он губить свой урожай понапрасну. «Тора жалеет имущество Израиля». «Святой, благословен Он, не насмехается над Своими творениями».
Чтобы подняться в Иерусалим на праздник, он должен будет оставить свои поля за три недели до этого, чтобы успеть совершить путь и пройти очищение. А потом еще две недели после праздника, пока вернется домой. Все это не для него…
Таков был Элкана, и таковы были его взгляды.
Но прошли годы, и его дети выросли. Элакана состарился, и сыновья взяли бразды управления в свои руки. Они обрабатывали поля и пасли скот. Теперь отговорок больше не было. Элкана сказал самому себе: «Поднимусь же один раз в Иерусалим, посмотрю на этот великий и святой храм, увижу своими глазами все чудеса».
Он оседлал осла и взял узелок с монетами в руки, чтобы купить животных для жертвоприношений. Спустился с Голанских высот — куда дальше?
Он увидел детей на развилке дорог и спросил: «Дети, дети, где дорога в Иерусалим?»
Они засмеялись звонкими голосами: «Старый еврей и не знает? Разве за всю жизнь ты там не бывал? Или от старости память пропала?»
Со смехом они показали ему дорогу, и он ехал до следующего перекрестка. Там ему снова пришлось ждать прохожих, и он вновь наткнулся на удивленные взгляды.
Сколько ему пришлось страдать и стыдиться, пока он доехал до святого города и увидел великолепие Храма.
Это известный рассказ. Но разве Элкана не видел на каждом перекрестке дорожный знак? К сожалению, на нем не было указано пути в Иерусалим, но лишь путь к городу-убежищу. Об этом говорится в нашей главе: «Устрой себе дорогу», а Раши комментирует: «К убежищу». На дорожных столбах было написано: «Убежище».
Но почему? Почему нам не заповедано писать «Иерусалим» на столбах? Почему только убежище?
Ответ предельно ясен. Если нет указателей в Иерусалим, паломники будут спрашивать, и пусть все знают, что люди идут в Иерусалим — «радость всей земли». По этой же причине везде было написано «Убежище», чтобы никто не останавливался с вопросами, и пусть не знают, что в стране есть преступность и убийства (Майян а-Шавуа).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону