«Красны глаза от вина и белы зубы от молока» (49:12). В Гмаре приводится следующее (Ктубот 111 б): «Сказал раби Йоханан: Показывающий другому белые зубы (т. е. улыбающийся ему) лучше, чем дающий ему испить молока, как сказано: “Белы зубы от молока” (можно перевести как “белые зубы [лучше] молока”».
Вам знакомы автоматы с напитками, установленные в общественных местах? Повсюду, где пересыхает горло бегущих по жизни, для них стоят автоматы, предлагая чашку горячего чая или, напротив, банку с охлажденным лимонадом. Нет смысла напоминать, что такая услуга связана с платой за каждую порцию.
Давайте представим, что вы встретили человека, готового запустить на благо общества такой автомат бесплатно. Наверняка вы решите, что это выдающийся благотворитель и меценат. Но также вполне возможно, что много таких людей вращается среди нас, и их милосердие еще больше… Вам, конечно, не терпится узнать, кто же это такие.
В процитированной выше фразе сказано, что улыбка — любая улыбка! — поднимает настроение лучше, чем стакан холодного молока в знойный день. Она согревает сердце лучше, чем стакан водки на морозе. Есть известная поговорка: «Улыбка не стоит денег, но ценится на вес золота».
В Гмаре приводится следующее (Бава Батра 9 б): «Сказал раби Ицхак: Дающий монету нищему получает шесть благословений, а тот, кто ободряет его словами, — одиннадцать». Тосафот поясняют: «Хотя ободряющий и не дает ничего, все равно получает одиннадцать благословений». Отсюда видно, что с определенной точки зрения ободрять и улыбаться ближнему важнее, чем давать ему деньги. Ведь тот, кто помогает словами и душевным светом, возвышает дух ближнего, а дающий деньги поддерживает лишь тело.
Нередко бывает, что человек идет в мрачном расположении духа, а ему навстречу шагает знакомый и хвалит его или делает ему какой-то комплимент. И человек, бывший до последнего мгновения униженным, сломленным и печальным, преображается и наполняется счастьем.
Это справедливо и для рабочего коллектива, и для ешивы и общества учащихся. Наши мудрецы говорят (Санедрин 24 а), что в стране Израиля учащиеся делают друг для друга Алаху приятнее и мягки друг с другом, как масло. Даже когда они спорят и расходятся во мнениях, они все равно исполняют принцип (Зхария 8:19): «Истину и мир любят».
«Большинство заповедей Торы — радовать людей», — написал Виленский Гаон (в письме «Алим ле-Труфа»). Гмара говорит (Сота 4 а): «Начало Торы — благотворительность, и конец — благотворительность». Саба из Кельма объяснял это так (Даат Хохма у-Мусар, ч. 1, 56): если какая-то книга начинается с определенной темы и ею же и заканчивается, значит эта тема — центральная в ней (Оцротейну).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону