«Судей и стражей поставь себе во всех вратах твоих» (16:18). Рав Хаим Виталь написал: «Здесь сказано не “поставьте во всех вратах ваших”, а именно “во всех вратах твоих”, в единственном числе. Это сообщает тебе, что каждый человек должен быть бдительным и поставить судью и стража на каждые врата своего тела. Нужно следить за тем, чтобы глаза не смотрели на запрещенное, чтобы уши не слушали запрещенное, а рот не вел себя произвольно ни в словах, ни в еде». Рав Хаим Виталь заканчивает на том, что если человек будет как следует беречь свои телесные «врата», перед ним откроются врата рая.
Следующую историю мы слышали от сына раввина, который в прошлом работал одним из руководителей выдающейся ешивы в центре Израиля, и сегодня его уже нет с нами. Его сын рассказывает.
У моего отца был обычай регулярно проходить по комнатам учеников в утренние часы и будить их на молитву. Делал он это весьма деликатно, легким похлопыванием внося в них дух жизни и радостным голосом произнося наставления и слова Торы.
Однажды, находясь рядом с кроватью одного юноши, мой отец слегка притронулся к его плечу и разбудил его. Но этот парень из-за чего-то испугался, вскочил с кровати, инстинктивно замахнулся и… ударил моего отца по щеке так, что аж звон раздался. А потом он вернулся спать.
Мой отец на какое-то время был ошарашен поступком ученика, вышел из комнаты и, ничего не говоря, отправился в зал ешивы. Ему не потребовалось много времени, чтобы понять, что юноша, очевидно, не намеревался его бить, а просто не контролировал себя. Как известно, когда человек пробуждается, он часто ничего не соображает, пока не придет в себя.
Дополнительное доказательство для этого вывода рав нашел в том, что ударивший его парень, как ни в чем не бывало, вошел в зал ешивы и даже не подошел попросить прощения. Это однозначно показывало, что удар был сделан в состоянии полного непонимания происходящего.
Поскольку соседи по комнате были свидетелями случившегося, позже виновник узнал о своем поступке и попросил прощения. Рав успокоил его, сказав, что ничего страшного не произошло. Однако слух об этом дошел до председателя всех отделений ешивы, который тотчас собрал коллектив раввинов и заявил, что этот юноша является «сыном буйным и непокорным», и его надлежит выбросить из ешивы.
Услышав о таком, мой отец вошел в комнату председателя и сказал уверенным тоном: «Если ешива исключит этого ученика, то и я уйду вместе с ним!»
Затем он рассказал о трудностях, которые испытывает семья этого юноши, и сколько труда было вложено, чтобы помочь ему в учебе.
«Что же Вы предлагаете сделать?» — спросил председатель.
И здесь мой отец всех удивил, сказав, что в «наказание» он будет лично изучать с провинившимся каждый день книги Мусара на тему достойного поведения. Такое решение все приняли.
Прошли годы, и тот ученик закончил ешиву, перейдя в другую, более высокую ешиву в Иерусалиме. Достигнув соответствующего возраста, он женился на превосходной невесте. Прежде, чем идти под хупу, он пришел к моему отцу и со слезами попросил, чтобы тот простил его за эту ненамеренную пощечину. Мой отец обнял его по-дружески и снова сказал, что никогда не сердился за это.
Спустя еще несколько лет, мой отец умер, будучи еще довольно молодым. Мы сидели семь дней траура, и во всем доме были слышны слова утешений. Внезапно к нам вошел еврей, весь вид которого свидетельствовал об учености, одетый во фрак и со шляпой раввина на голове.
Он посидел со всеми братьями, соболезнуя нам, а затем встал, прося у всех внимания. «Я тот самый юноша, — сказал он, — который ударил покойного по лицу, и теперь прошу прощения у всех вас. Сегодня я преподаю в колеле на севере Израиля, и у меня 10 детей, которые все учат Тору. И все это в заслугу вашего отца. Если бы тогда меня исключили из ешивы, сегодня меня бы здесь не было» (Леханех Бесимха).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону