«Смотри, Я ставлю перед вами сегодня благословение» (11:26). Гаон раби Давид а-Коэн в своей книге «Аават Давид» написал, что Моше Рабейну не зря подчеркивает слово «сегодня». Это учит нас тому, что человек способен измениться каждый день и перейти с пути проклятия на путь благословения. Подобно этому, можно с легкостью превратить изучение «не во имя» в изучение «во имя» благодаря тому, что оно будет совершаться ради ближнего.
Рав Элияу Рот, бывший помощником Адмора раби Шломо из Звиля и сам ставший для многих учителем, говорил: «Главная чудесная сила Торы раскрывается, когда ее изучают во имя Творца. Тогда она “защищает и спасает”, оберегает человека от любых дурных напастей. С другой стороны, когда еврей творит добро ближнему, даже если это делается не во имя Творца, такая важная заповедь записывается ему в заслуги. Ведь к конечном счете тот, кому сделали добро, получил пользу и удовольствие».
Затем он обратился к слушателям и сказал: «А если так, у меня для вас хорошее предложение. Примите решение, что будете изучать Тору ради ее преподавания. Тогда ваша Тора превратится в “учение милости”, и заповедь совершения добра, заключенная в ней, окажет свое влияние, даже если вы не будете изучать ее во имя Творца. Достичь уровня “учить, чтобы преподавать” можно и без того, чтобы затем давать уроки сотням учеников. Любую ценную мысль, которую вы выучили, передайте затем еще кому-то — другу, ученику, соседу, и так вы извлечете из Торы еще и милосердие».
То же самое открыл святой Адмор из Гура, автор книги «Имрей Эмет». Он задает вопрос: как сыны Израиля исполняли заповедь подаяния милостыни и оказания помощи в пустыне? Ведь там у них ничего не было! Все необходимое приходило к ним с Небес. Могли ли они выполнить заповедь милосердия?
Он отвечает, что их милосердие выражалось в том, что они преподавали друг другу Тору.
Эта заповедь милосердия через преподавание Торы в особенности исполняется, когда помогают ученикам, столкнувшимся с проблемами и зашедшим в тупик. Их приободряют продолжать учебу, чтобы они не упали в бездну отчаяния. Такая Тора безусловно является Торой милости (Леханех Бесимха).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону