«И увидел Б-г, что он свернул посмотреть» (3:4). Еще до того, как родился Моше Рабейну, астрологи фараона говорили, что вскоре появится избавитель евреев. Мирьям, его сестра, пророчествовала, что он освободит Израиль. И когда он родился, весь дом наполнился светом. Моше с рождения был готов стать избавителем, но время еще не пришло.
Когда же оно настало, ему было уже восемьдесят лет. Он в одиночку пас скот Итро в пустыне и подошел к горе Синай. Наверху был терновый куст, который горел и не сгорал.
«И сказал Моше: сверну же и посмотрю на это великое зрелище — почему не сгорает куст?» А в Мидраше мы читаем (Шмот Раба 2:6): «Раби Йоханан сказал: Пять шагов сделал Моше в тот момент. Раби Шимон бен Лакиш сказал: Он повернул лицо и посмотрел, как сказано: “И увидел Б-г, что он свернул посмотреть”».
Значит, если бы он оставался безразличным к этому зрелищу, если бы не повернул лицо, а продолжал следовать своим путем, ничего бы не произошло. Моше продолжил бы пасти скот, евреи погрузились бы в пятьдесят врат нечистоты, а куст продолжал бы гореть.
Один поворот головы, и все происходит!
Б-г открылся ему, послал его спасти народ и дать ему Тору.
Кто знает, сколько благ ожидает нас, сколько корон приготовлено для нас, если только сделаем пять шагов к «шатрам Торы»! Если только обернемся в их сторону, посмотрим на великий огонь!
Избавление Израиля началось с явления горящего куста. Это был самый низкий среди кустов, колючий и с шипами, но именно его выбрал Творец, чтобы явиться в пламени. В этом видении есть урок: даже если вы погружены в 49 врат нечистоты, вы еще можете подняться к раскрытию Шхины, как и произошло в тот раз.
Однако, с другой стороны, здесь имеется предупреждение: даже тот, кто удостоился раскрытия Шхины, должен знать, что все еще остается терновым кустом и с легкостью может впасть в грех.
Гаон раби Авраам Яфен говорил: верно, что даже «преступники Израиля полны заповедей, как гранат» (Брахот 57 а). Но в то же время человек должен знать, что он может быть полон заповедей и все равно оставаться в категории «преступников Израиля».
Поразительно: человек может быть «горящим терновым кустом» — гореть от изучения Торы, сосредоточения в молитве и исполнения заповедей, — и все равно колючий куст внутри него не будет сгорать, оставаясь в силе. Лишь немногие удостаиваются этого, и каждый должен стоять на страже: подбрасывать дров в огонь и восхищаться явлением Шхины, но при этом остерегаться шипов и злого начала (Майян а-Шавуа).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону