Темы: Недельная глава, Ваера, Оцарот
«Всесильный с тобой во всем, что ты делаешь» (21:22). Что же будет? Кто только не задавал этот вопрос! Как правило, он сопровождается печальным вздохом. «Что же будет с семью миллионами евреев, окруженными ста миллионами ненавидящих их арабов? Что же будет с маленькой страной, на которую нацелены сотни дальнобойных ракет, снаряженных оружием массового поражения, химическим и бактериологическим, а через несколько лет и ядерным? Что же будет в результате вражды, которой нет предела, сопровождаемой религиозным фанатизмом?»
А что будет в нравственном плане? Что будет из-за смешанных браков, отрезающих части народа в странах диаспоры? Из-за них семьдесят процентов евреев ассимилируются среди других народов. Что будет, если более миллиона детей на Святой Земле не учатся читать «Шма, Исраэль» и не знают, что такое десять заповедей и тринадцать принципов веры. Они оторваны и отделены от своего наследия. Станем ли мы двумя чужими друг для друга народами?
Что будет в финансовом плане? Что будет с тем багажом проблем и тягот, которые каждый несет на своих плечах? Что ждет нас в конце с кучей долгов? Есть трудности и в семьях, и на работе. У каждого полная чаша невзгод, и конца им не видно. Не видно света в конце темного туннеля.
Утешение и ответ находится в нашей главе: для еврея нет отчаяния. Поднимите головы и не теряйте надежду. Ведь еврейский народ родился после того, как всякая надежда пропала. Нашему праотцу Аврааму было сто лет, а его жене Саре — 99. Родить ребенка в этом возрасте казалось чем-то настолько невообразимым, что даже сама Сара была поражена, засмеялась и назвала своего сына Ицхак (буквально «будет смеяться»). Ведь хорошо смеется тот, кто смеется последним, и это будет народ Израиля: «Когда вернет Б-г возвращающихся в Цион, мы будем словно сновидцы. Тогда Он наполнит смехом уста наши и язык — ликованием».
Наш народ выживает вопреки всем прогнозам и даже когда нет шансов. Он прошел через все беды и перепрыгнул все ловушки. Несомненно, он перепрыгнет и последние препятствия, оставшиеся на финишной прямой к вечному и совершенному избавлению, которое явится вскоре. Ведь мы знаем, что в один миг все может измениться к лучшему. Для этого не обязательно должно произойти чудо, не нужно изменять законы природы. Нужен лишь свет с Небес. Мы должны снискать благоволение в глазах Творца, и тогда все обернется к добру. И делается это благодаря возвращению к вере, молитве и благотворительности, которые отменяют жестокий приговор. Чего же мы тогда ждем?
На исходе шаббата произносят удивительную молитву, в которой просят открыть врата всех благ — врата света и благословения, ликования и радости… от Алеф и до Тав. Рассказывают, как однажды спросили Одель — дочь святого Бааль Шем Това: «Какие среди всех перечисленных здесь врат являются самыми важными?» Она ответила: «Врата помощи Свыше!» И это настолько верно! Как говорится в пословице, без помощи Свыше нельзя и порог переступить. А с ней можно даже раздвинуть воды моря!
Но когда перед человеком открываются врата помощи Свыше, ему нужна особая помощь Свыше, чтобы понять, как ее использовать. «Смотри, — говорит гаон раби Хаим Шмулевич, — Авраам удостоился помощи Свыше. “Всесильный с тобой во всем, что ты делаешь”. После него так было с Ицхаком, с Яаковом, с Йосефом и Давидом — “Б-г был с ними”. И посмотрите, как они ее использовали, куда устремились и какие заслуги принесли многим поколениям.
Ишмаэлю также открылись врата помощи Свыше: “И был Всесильный с отроком, и тот вырос”. Но в чем было его величие? “И он натягивал лук…” Стал чемпионом по стрельбе».
Все это обязывает нас направлять успехи и дарованную нам удачу в верную сторону — к Торе, милосердию, семье и обществу! (Майян а-Шавуа)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону