«И взял Шем и Яфет платье» (9:23). Раши пишет: «“И взял Шем и Яфет” — здесь написано не “взяли”, а именно “взял”. Это учит тому, что Шем больше старался в выполнении заповеди, чем Яфет. Поэтому его потомки удостоились одевать талит с цицитом».
И тем не менее остается вопрос: верно, что Шем старался больше, но ведь и Яфет исполнял эту заповедь. Почему же тогда она не была засчитана для него?
Хафец Хаим дал следующее объяснение. Богатство в Торе и заповедях не похоже на материальное богатство. Человек, у которого есть два миллиона долларов, считается вдвое богаче того, у кого есть только один. Но такой расчет неверен в отношении духовного богатства. Еврей, владеющий двумя трактатами Талмуда, в сравнении с тем, кто владеет одним, — не в два раза больше, а во много раз. То же самое мы встречаем в ювелирном деле. Драгоценный камень, весящий два карата, может быть в десятки раз дороже того, который весит один карат. В изучении Торы — то же самое.
Поэтому Шем, который больше старался в заповеди, заслужил того, что она была названа его именем. И мы должны знать, что речь не обязательно идет о каком-то огромном усилии. Даже вполне умеренное, разумное усилие, соответствующее силам и способностям человека, считается большим вкладом с его стороны. И Б-г отплачивает ему во много раз больше.
Рассказывает рав Зильберштейн. Знаю одного юношу, который считается самым выдающимся в своей ешиве. Все ценят его за постоянство в учебе, эрудицию и глубину мышления. Ему удалось жениться на девушке из хорошей семьи, и на свадьбе глава его ешивы сказал о нем пару слов.
«Уже много лет, — говорил глава ешивы, — я даю уроки для учеников третьего курса. И всегда я сталкивался с непростой проблемой. Поскольку мне приходится руководить ешивой, я не всегда успеваю вовремя придти на урок. Иногда раздается срочный звонок от спонсоров, и я не могу не ответить им. Бывает, приходится разговаривать по телефону несколько лишних минут за счет урока.
Большинство учащихся, видя, что я задерживаюсь, начинают беседовать друг с другом. Возможно, многие из них хотели бы послушать урок, но никто из них не проявляет для этого инициативы. Что же делает наш жених? Поглядывая на часы и видя, что время урока настало, он становится возле двери моего кабинета, стучит и говорит: “Рав, мы ждем урока. Когда Вы придете?” И все это произносится с таким удивительным желанием, что словами не описать. Невозможно не почувствовать с его стороны жажду вкусить сладость Торы.
И так происходит изо дня в день. Мое сердце выпрыгивает из груди, едва я слышу этот простодушный вопрос ученика “Когда же рав придет на урок?” И не стану отрицать — это действительно подгоняет меня приходить вовремя. А теперь я вас спрошу: неужели этого недостаточно, чтобы понять, почему наш жених достиг столь высоких ступеней в Торе?» — закончил свою речь глава ешивы.
Отметим напоследок: все ученики слушали уроки, все они усваивали знания, которые им передавал глава ешивы. Но один из них старался чуть-чуть больше остальных.
В конце концов, что он делал? Всего лишь шел к кабинету учителя, расположенному в нескольких метрах. Не более. Но в духовном богатстве — в этом вся разница (Бархи Нафши).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону