«И пошел Моше» (31:1)
В Шаббат Тшува (суббота раскаяния перед Йом-Кипуром) принято, чтобы раввин выступал перед общиной. Ведь еще мудрецы Талмуда говорили: «Когда мудрец произносит проповедь, а община отвечает ему “Да благословится Его великое Имя” — Святой, благословен Он, прощает их, даже если им был вынесен приговор о ста годах страданий». Насколько же нужно ценить Кадиш после проповеди и сосредоточено отвечать «Амен, да благословится Имя Его…»
Но раввину не следует довольствоваться только выступлением в синагоге. В нашей главе мы читаем: «И пошел Моше, и говорил слова сии всем сынам Израиля». Кли Якар поясняет, что Моше хотел побудить их покаяться. Потому как человек «сам не видит в себе изъяна», сказано «и пошел Моше» — он ходил от шатра к шатру, к каждому еврею, и увещевал каждого «словами сими», рассказывая о покаянии, которое связано с голосом, как сказано: «Возьмите с собою слова [молитвы[ и обратитесь к Б-гу!» (Ошеа 14:3)
Так поступал Моше, верный пастырь, и так же поступал пророк Шмуэль: «Из года в год он ходил и обходил Бейт-Эль, и Гилгал, и Мицпе, и судил Израиль во всех этих местах» (Шмуэль 1, 7:16).
И сказали: «Те семьдесят тысяч, убитых на холме Биньямина после случая с наложницей, — за что убиты были? Потому что должны были судьи Санедрина прикрепить железную проволоку к поясам и задрать свои одежды выше колен, и обходить все города Израиля — один день на Лахиш, другой на Бейт-Эль, один день на Хеврон, один день на Иерусалим, и так все места израильские, чтобы наставлять Израиль, чтобы было великим и святым имя Святого, благословен Он, во всех мирах, которые Он создал, от края до края Вселенной!» (Тана де-Бей Элияу 11)
Моше был царем, и Шмуэль был царем, и любому человеку говорится, чтобы он был царем в своем доме, как сказано: «Чтобы всякий муж был господином в доме своем» (Эстер 1:22). Недостаточно того, что родители сообщают что-либо или указывают, как делать. Ведь относительно детей также действительно правило, что человек не замечает собственных недостатков, потому следует поучать каждого особым, персональным способом, направлять и указывать путь, как и Моше «вышел и говорил». Необходимо следить за исполнением заповедей, убеждаться, что они правильно поняты и выполняются согласно Алахе. Нужно следить сблизи и учить каждого лично — «чтобы было великим и святым имя Святого, благословен Он во всех мирах, которые Он создал», а ведь каждый из нас — целый мир, в котором имя Творца возвеличивается и освящается!
Согласно нашей традиции в Рош-а-Шана происходит двойной суд — суд над каждым отдельным человеком и оценка того, насколько он представляет значимость для общества (ради чего его стоило бы оправдать и одарить счастливым годом, чтобы он мог удачно исполнять свою роль). Также говорят, что царя судят с особенной благосклонностью и милосердием, «прежде чем усилится гнев» и восторжествует справедливость. Когда же родители исполняют свое назначение, внимательно наблюдая за своими детьми, они достойны царского милосердия, и будет дарован им год исполнения желаний — для них и всех членов семьи! (Майян а-Шавуа)
Вчера, отвечает Ципора Харитан
12 мая, отвечает Рика Гдалевич
10 мая, отвечает Ципора Харитан
Рав Овадья Климовский
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли быть, что современное сионистское государство Израиль будет уничтожено, а родиной евреев станет, например, Украина? В Украине святости больше, чем в современном Израиле? Где евреи дома? Царство Машиаха будет о
Миша Зубарев
Александр Красильщиков
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Ашер Кушнир
И не стыдно вам не проливать кровь?
Рав Ашер Кушнир
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли иудаизм проводить свою сугубо культурную и духовную линию, отстраняясь от политики? Биньямин Нетаньяху пытается сыграть на религиозных чувствах в своих интересах? Религия — это нечто духовное, отрешенное от ми