«Человек, в котором дух» (27:18). В нашей недельной главе Моше Рабейну, верный пастырь, просит: «Да назначит Вс-вышний, Б-г духов всякой плоти, человека над общиной…» И Творец приказывает ему возложить руки на голову Йеошуа бен Нуна, назначив его руководителем народа вместо себя.
Что требуется от руководителя? Какими должны быть его качества? Йеошуа был «человеком, в котором дух», как отзывается о нем Сам Творец. Рав Авраам Ибн Эзра удивляется: разве не у всех живущих есть дух? Но здесь, по-видимому, имеется в виду нечто большее — возвышенный, благородный дух.
Мы видели руководителей, которые обещали мир и безопасность, жилье и работу, обещали, что больные не будут лежать посреди коридоров в больницах. Все это — очень важно, но остается вопрос: были ли выполнены эти обещания? Без этого не бывает истинного руководителя. Одна задача находится в компетенции министра безопасности, другая — министра финансов или здравоохранения. Но мы все еще не видим «человека над общиной», такого, кто возвышался бы над остальными, имел высокие идеалы и благородный дух и вел бы людей, как пастырь свое стадо.
Кто есть настоящий лидер, «верный пастырь»? Гаон рав Авраам Япан, глава ешивы Новардок, как-то рассказывал следующую историю. Сто лет назад, когда Россия воевала с Японией, ешивам запретили посылать делегатов заграницу на сбор пожертвований из опасений, что их обвинят в разведке и шпионаже, в связях с вражескими державами и в предательстве родины. Власти искали «козла отпущения», чтобы повесить на него вину за все поражения на поле боя. Нельзя было давать повода для ложных обвинений. Из-за этого пожертвования прекратились, и состояние ешив было плачевным.
Долги выросли до огромных размеров, продавцы отказывались давать товары в кредит. Ученики голодали, в буквальном смысле не имея куска хлеба. Нехватка средств была столь велика, что по ночам учились в темноте, устно повторяя изученное ранее, поскольку не было денег даже на покупку керосина для лампы.
Главы ешив собрались на экстренную встречу, чтобы обсудить ужасную ситуацию. Они решили, что если нельзя послать людей заграницу, нужно организовать сборы внутри страны, среди русских евреев. Но, к несчастью, было военное время, и всех, кто был пригоден к работе, забрали в армию. Экономика была заморожена. Кругом была нищета, и даже те, кто имел какие-то средства, отказывались делать подаяния, не зная, чего ожидать от завтрашнего дня.
Решили, что для спасения ешив нужно сделать следующее: послать самих руководителей ешив, чтобы они ходили по домам меценатов. Только они, знающие по своему опыту бедственное положение учащихся, смогут искренними словами убедить спонсоров.
Составили список, в котором учителя ешив были объединены в пары, чтобы отправить их на задание ради спасения ешив в этот трудный час. Казалось, решение было принято единогласно. Однако, внезапно Саба из Новардока, основатель известной системы ешив, встал и произнес: «Верно, ситуация в ешивах ужасная. Ученикам не хватает куска хлеба. Но я боюсь, что если главы ешив отправятся собирать деньги, то когда они вернутся с мешками хлеба, учеников они уже не найдут! Делайте, как хотите, а я возвращаюсь к моим ученикам!» На этом он покинул собрание.
Его резкие слова привели всех присутствующих в недоумение, и собрание в тишине разошлось. В Новардок затем пришло письмо от гаона рава Исера Залмана Мелцера, главы ешивы в Слуцке. Он писал, что эти решительные слова Сабы из Новардока спасли мир ешивского образования.
Это был настоящий лидер в народе Израиля, «человек над общиной». Это был «человек, в котором дух». И как бы не было ему больно (а он чувствовал боль до глубины сердца) из-за голода и лишений, он все равно знал, что хлеб — второстепенное, а Тора — главное. Знал, что материальное — это лишь инструмент, необходимый чтобы служить духовному. Да, нужно позаботиться и о хлебе — и он действительно заботился о нем, участвуя в собраниях и советах — но это не должно происходить за счет главного. Нельзя допустить, чтобы из-за этого из ешивы исчезал духовный авторитет, верный пастырь!
Фактически, каждый из нас, у кого есть дети, — пастырь для своего семейства. Он заботится о пропитании, «душой своей приносит хлеб». Пусть каждый извлечет урок из этого поучительного рассказа: не трудится ли он над заработком ценой духовного благополучия «стада», доверенного ему? Не достается ли ему хлеб за счет Торы? Не нужно ли посвятить больше времени своей семье и детям?
Это важный момент для размышления и практического применения (Майян а-Шавуа).
Читайте также: тема Духовное развитие человека
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону