«Пусть несут левиты свою стражу в храме свидетельства» (1:53). В этих словах заключены и повеление, и запрет. Объясняя это, Рамбам пишет следующее (Бейт а-Бхира 8): «Охрана храма — повелительная заповедь. И хотя нет опасений, что придут враги или разбойники, и вся эта стража — лишь акт почитания, все же дворец без стражи не похож на дворец со стражей».
Почему же в храме не нужно было опасаться рабойников и воров? Ведь золота там было бессчетное множество! Во дворе были «посажены» деревья, сделанные из золота (Йома 21 б). Там была огромная виноградная лоза с гроздьями и листьями из золота. Она охватывала весь вход и простиралась на сорок локтей вверх и на двадцать вширь. Большая золотая люстра свисала над порогом (Йома 37 а). Стены храма были покрыты золотыми пластинами (Мидот 4:1), там были одиннадцать золотых светильников и золотые столы (Менахот 98 б) и бессчетное количество золотой посуды. Каждое утро доставали девяносто три предмета из золота и серебра для дневного служения. Даже ягнята для жертвоприношений пили из золотых сосудов (Тамид 3:4).
Как же при всем этом не бояться воров и разбойников? Ответ на это был продемонстрирован самым практическим образом. Это был решительный и убедительный ответ. А произошло это во времена греческого захвата страны Израиля, еще до восстания Хашмонаев. Эта история приводится в книге Маккавеев (2, гл. 3), написанной приблизительно в ту эпоху. Злобный царь Антиох положил глаз на сокровищницы храма и послал военачальника Лидороса разграбить их.
Первосвященник предупредил его, чтобы тот не протягивал руки к священным предметам. Коэны просили его отступить, и весь народ собрался на молитву. Но Лидорос не внял этим просьбам. Он взял отряд солдат и вошел с ними в дом Б-жий. Его глаза ослепляло храмовое великолепие.
«И увидел он славу Б-га, Владыки духов, в удивительном зрелище. И затрепетал его дух и дух людей, бывших с ним, от страха перед Всесильным. Ибо увидели они коня и всадника, грозного и страшного, одетого в доспехи. Этот конь устремился изо всех сил навстречу Лидоросу и ударил его двумя ногами. А два юноши, облаченных великолепием, стояли по обеим сторонам всадника и поразили Лидороса страшными ударами. Он пал на землю и потерял сознание, и потемнело в глазах его. Его взяли, посадили на стул и вынесли наружу. И все увидели человека, вошедшего со своими слугами и стражами в дом Б-га, слабым и сраженным, а вся его сила и мощь улетучилась, как дым. Ибо коснулась его рука Б-жья, и он онемел и не мог открыть рта. Не было у него ни надежды, ни помощи. И восславил народ Б-га, давшего почет Своему святилищу. И наполнился храм голосами радости и веселья вместо голосов плача и причитания, ибо явил Б-г чудо глазам их».
Теперь мы понимаем, почему нет нужды сторожить храм. Левиты делают это не ради охраны золота, но лишь в знак почета (Майян а-Шавуа).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону