Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как корреспондент израильской газеты брал интервью у участников религиозной лекции. Кто лучше, человек, который вырос в Бней-Браке, или светский сверстник?

«Как делают в стране Египта, где вы жили, не делайте» (18:1-3). Выступает рав Галинский.

Как говорит Раши, эта фраза из Торы показывает, что поступки египтян были хуже, чем у всех остальных народов, а место, где жили евреи, — хуже всех. На это возражает Маараль из Праги (в книге Гур Арье): в таком случае получается, что именно действиям египтян нельзя уподобляться, поскольку они — самые испорченные. Но разве другим народам уподобляться можно?

Ответ на это я выучил от рава из Поневежа.

Однажды он обратился ко мне с вопросом: Мишна (Авот 5:14) перечисляет четыре типа людей, ходящих в бейт-мидраш. Тот, кто идет туда, но не учится, получает награду за то, что пришел. Если же учится (например, у себя дома), но не ходит в бейт-мидраш, получает награду за учебу. Кто приходит туда и учится — праведник, а кто не приходит и не учится — грешник.

Рав удивлялся: как можно того, кто не приходит и не учится, ставить среди четырех типов «ходящих в бейт-мидраш»? Его ведь невозможно с ними сравнивать!

Действительно, вопрос справедливый!

«Теперь послушай ответ», — сказал он мне.

Ученик сидит в ешиве и переживает кризис. Такое бывает: сердце огрубело, желание пропало, энтузиазм угас, и источники вдохновения иссякли. У него уже появилась мысль бросить все и сбежать, покинуть бейт-мидраш.

И тогда он видит тех, кто не приходит туда и не учится, — у кого нет никакой связи с бейт-мидрашем и даже никакого представления о нем. Он видит, как они живут и о чем думают, что составляет их ценности, и насколько они низки.

И он понимает, что его место — в бейт-мидраше. Именно там находится его мир, его представления, язык и мировоззрение. И в тот момент Б-г помогает ему, неприятный период проходит, сердце открывается, и способность постигать новое возвращается. Он вновь находит свое место в учебном процессе и начинает подниматься все выше и выше. Что помогло ему в этом? То, что он никуда не пошел и ничего не сделал. Вот почему он причисляется к «ходящим в бейт-мидраш».

В моей жизни был похожий случай. Меня пригласили выступить в одном месте. Люди собрались, я взошел на трибуну, и вдруг в помещение врывается человек с развивающимися волосами и с серьгами в ушах. На голову он положил кипу, но она была похожа на перевернутую миску на бушующих морских волнах. Он обратился ко мне, сказал, что он представитель распространенной в Израиле газеты и просит разрешение взять интервью у участников.

«Я и сам здесь гость, — сказал я, — спросите у организаторов».

Он пошел спросить их, а я начал свою речь. Потом он сел и стал слушать. Он открывал рот, когда все открывали, и смеялся вместе со всеми. После окончания моего выступления он сунул микрофон в лицо одному из слушателей.

«Скажите, — спросил он, — Вы из религиозной семьи?»

«Нет, — ответил тот, — я сам пришел к вере».

«Скажите, в таком случае, кто на ваш взгляд получит большую награду в будущем мире: Вы или религиозный человек из Бней-Брака?»

Я стал думать о том, какой ответ мог бы дать сам. Ясно, что «там, где стоят вернувшиеся к вере, даже совершенные праведники не могут стоять».

Но человек, у которого брали интервью, сказал совсем иначе: «Несомненно, тот из Бней-Брака».

Казалось, журналист и сам думал так же, как я, и был удивлен таким ответом. «Почему? — спросил он, — из-за того, что он больше изучал Тору?»

«Нет, не поэтому, — прозвучал ответ, — понимаете, я пришел к религии, потому что я знаком с тем, что творится на улице, с бессмысленностью и пустотой в сердцах людей; знаком с пороками и нравственными недугами. Я знаю, что от этого некуда бежать, если не принять на себя волю Творца и не начать жить по Торе. Я попросту спасал свою жизнь. За это мне не полагается награды. Если я ее получу, это будет акт чистого милосердия со стороны Всевышнего.

А мой религиозный сверстник из Бней-Брака рос в мире религии. Он видел, что снаружи кипит разнообразная и привлекательная жизнь. Он незнаком с ней и ничего не ведает о ее худших сторонах. Он может подумать, что в ней есть, что искать, но все-таки предпочитает оставаться в “шатрах Торы”. За это ему и полагается награда!»

Мне захотелось спуститься с трибуны и поцеловать его. Какое ясное восприятие жизни и понимание! Какой глубокий взгляд на истину!

«Всевышний хотел удостоить Израиль (слова “удостоить” и “очистить” имеют тот же корень) и потому преумножил для него Тору и заповеди» (Макот 23 а). Но, возможно, некоторые спросят: зачем вам столько ограничений и оград, столько запретов и стараний дистанцироваться от мира? Что случится, если не будем хранить и соблюдать?

Всевышний в далеком прошлом привел нас в Египет, полный нечистоты и скверны, чтобы показать и проиллюстрировать: «Здесь вы своими глазами увидите, до чего можно докатиться…» (Ве-игадта)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как евреи ищут знакомства?

Сегодня, отвечает Рика Гдалевич

Стоит ли создавать семью, если молодого человека очень многое во мне не устраивает?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Боюсь полюбить: если придется расставаться, страдания будут невыносимыми…

12 мая, отвечает Рика Гдалевич

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше