«И сделали изваяние тельца» (32:4). Средства массовой информации поражены многими недугами. В них присутствуют все три самых страшных греха, какие есть в Торе, и в придачу они полны злословия, которое равносильно всем трем! Но сейчас речь пойдет не об этом.
В этот раз мы хотели поговорить о том напряжении, которое создает поток новостей. Народ кормят новой информацией без конца, не давая освежить голову и взвесить все факты самостоятельно. И это относится к нашей недельной главе.
Как получилось, что после величественного акта дарования Торы, народ Израиля согрешил, построив тельца? Раши комментирует: «Пришел Сатана и запутал весь мир — он показал им видение тьмы, мрака и хаоса». Ввел народ в напряжение, и люди собрались и стали требовать и упорствовать, пока не был сделан телец.
Чему это подобно? — объясняет Саба из Новардока в своей книге «Мадрегат а-Адам» — Фокуснику, показывающему трюки. Он убеждает зрителей благодаря ловкости рук, но если только мы вернемся, чтобы подумать и восстановить порядок его действий, просмотрим их шаг за шагом, то увидим обман и не попадем в ловушку.
Не зря говорят: «Спешка — от Сатаны». Это факт. Если бы мы были более спокойными, более умиротворенными и лучше взвешивали бы свои шаги, скольких ошибок можно было бы избежать!
Мир вокруг нас бушует, различные процессы стремительно развиваются. Нужно размышлять и стараться понять, взвешивать и вырабатывать собственное мнение. Видеть, что главное, а что второстепенное, в чем смысл, и где верное направление. Но когда изливают на людей бурный поток информации — главное и второстепенное, прошлое и будущее, интерпретации и прогнозы — в мозгу образуются «тьма, мрак и хаос». Получается вращающаяся и затягивающая внутрь воронка, а голова превращается в пчелиный улей!
Но чему здесь можно возмущаться? Ведь у любого телевизора и радиоприемника есть кнопка — его можно выключить. Или перейти на параллельный религиозный канал, где новости подают в чистой и правильной форме, согласно законам Торы.
Рассказывает гаон раби Илван Авидани из Курдистана. Однажды я был в дороге, и меня остановили в одной еврейской деревне. Там было около двадцати семей без шохета и моэля. Я пробыл с ними несколько дней и вынужден был нанести визит вежливости местному правителю — шейху Баадину, которому было около ста лет.
Шейх проявил любезность и сказал: «Один только вопрос есть у меня к тебе, мудрец евреев: зачем вы в пустыне сделали тельца?»
Я скромно ответил ему: «Боюсь сказать тебе правду…»
«А ты не бойся, — сказал тот, — говори, что думаешь. Тебе не причинят никакого вреда».
Я спросил: «Ты знаком с хронологией и датами исторических событий?»
«Да», — ответил он.
«Ты знаешь, что народ Израиля вышел из Египта с большим смешением, то есть с толпой язычников, и в основном это они сделали тельца?» — спросил я.
Он ответил: «Верно, но это не освобождает вас от ответственности. И доказательство тому, что Моше разбил скрижали, а Б-г хотел уничтожить вас!»
«Правильно, — говорю я, — но мы были прощены и вошли в страну Израиля, построили храм. Прошли годы, он был разрушен и построен снова. Только после этого появилась христианская вера, и лишь много лет спустя пришел ваш пророк. Согласен?»
«Да, — говорит, — все правильно».
«А значит, — продолжил я, — когда создавался телец, мы были вместе: мы евреи, и вы — большое смешение. Если мы держали этого тельца за хвост, то вы держали его за рога. Так почему ты обвиняешь нас, ведь все мы были в одной лодке…»
Все его советники отозвались: «Еврей прав, не на что жаловаться!»
Шейх согласился с ними, и меня отпустили с миром (Майян а-Шавуа).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону