«И сделай священные одежды… к славе и великолепию» (28:2). Гаон раби Давид Липкин, один из выдающихся учеников Сабы из Кельма, как-то рассказывал.
Это было еще до первой мировой войны. По торговым делам я оказался в Москве, в гостях у одного из живущих там богатых евреев. После молитвы мы вернулись к нему домой, и перед ним накрыли стол для завтрака. Из того немногого, что я помню, там был белый и черный хлеб, горячие булочки, масло, творог и варенье, разные овощи, тушеная и засоленная рыба, соки и пиво, и он сразу принялся за все это с аппетитом.
Я отметил с удивлением: «Понимаю, что человек тоже сделан из плоти и крови, и что ему нужно есть, но зачем столько всяких блюд?»
Он посмотрел на меня и произнес с важностью: «Да будет вам известно, что человек — не скотина. Перед скотиной ставят корыто с соломой, а человеку нужно разнообразие в пище».
Мы оба с ним понимали, что человек отличается от скотины в лучшую сторону. Но на его взгляд, эта разница состояла в разнообразии блюд…
Рав Элиэзер Рот рассказывал, что один учащийся, выпускник ешивы Хеврон, как-то раз пришел к машгиаху, раву Меиру Хадашу, и попросил у того, чтобы он объяснил ему, в чем состоит «величие человека», как этому учили в Слободке.
Машгиах ответил: что бы я тебе ни объяснил, это ничего не будет значить, пока ты не увидишь, как ведет себя рав Звулун Граз, глава суда в Реховоте. Советую тебе поехать к нему, остаться на ночь у него дома и посмотреть, что он будет делать. После этого тебе уже не понадобятся мои объяснения.
Его собеседник решил так и поступить, хотя он пока еще не представлял, как ему удастся остаться на ночь в доме у рава Звулуна. Он собрал вещи, поехал в город Реховот и в итоге решил поступить самым простым образом.
Он постучит в дверь рава и скажет, что ищет место для ночлега, придумав для своей ситуации какое-то объяснение.
Так он и сделал. Рав Звулун обнаружил у себя на пороге порядочного авреха, ищущего места для ночлега, и уже не стал задавать лишних вопросов. Он пригласил его в дом и приготовил ему постель.
Гость сильно обрадовался, что ему удалось оказаться в доме, и приготовился ждать, что же будет дальше. Он лег на кровать, притворился, будто спит, но краем глаза следил за тем, что делает хозяин.
И вот он видит, к своему удивлению, что рав Звулун тоже готовится отойти ко сну. Гость лежит на постели и продолжает следить за движениями рава. Ничего необычного в его поведении не было. Было совершенно непонятно, что имел в виду машгиах, советую поехать в Реховот.
Через несколько минут рав погасил свет в квартире, вошел в спальню и лег. Даже после всего этого, гость решил не закрывать глаза, а оставаться бодрствующим всю ночь — посмотреть, случится ли то, что советовал ему увидеть его учитель.
В два часа ночи он видит, как рав Звулун встал с кровати и пошел в туалет. Выйдя оттуда, он отправился в коридор, пройдя мимо спальни.
Гость, который уже почти отчаялся осуществить свою цель и открыть нечто такое, что будет указывать на «величие человека», слегка приподнялся с кровати и стал стараться разглядеть, что же рав делает в коридоре и почему не возвращается в спальню.
Когда он выглянул туда, его взору предстала удивительная картина.
За несколько секунд раби Звулун Граз одел свой фрак и положил на голову свою гамбургскую шляпу, и так — облаченный в свои «священные одежды» — произнес благословение «Который создал человека в мудрости…» с глубоким сосредоточением. Затем он снял одежду и вернулся в спальню.
Теперь гость все понимал…
Машгиах послал его в дом к раву Звулуну, чтобы тот понял, что «величие человека» определяется не тогда, когда он находится перед людьми. Настоящее величие — это когда человек уважает себя, и даже в середине ночи, произнося благословение, он не ленится и не проявляет слабости, а облачается в одежду и благословляет во всем великолепии, согласно своему обычаю.
Вот вам и «священные одежды к славе и великолепию» (Бархи Нафши)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону