«Ибо с палкой своей перешел я Иордан» (32:11). Рассказывает рав Галинский.
Я вошел в комнату к Стайплеру, и он встретил меня с приветливым лицом, говоря: «Садись, пожалуйста, и я расскажу тебе о чудесном открытии, которое мне удалось сегодня сделать».
Когда наш отец Авраам послал своего раба Элиэзера, чтобы найти жену для сына, он послал его не с пустыми руками. С ним были десять груженых верблюдов, подарки, сладкие кушанья и документы, заверяющие, что он готов подарить все свое имущество (Берешит 24:10).
А когда наш отец Ицхак послал Яакова в Харан для женитьбы, то отпустил его с пустыми руками? Такого не может быть! Несомненно, он дал ему приданное и щедрые дары. Но в Харан Яаков прибыл ни с чем: «Ибо с палкой своей перешел я Иордан» — не было с ним ни серебра, ни золота, ни скота, но лишь палка (Раши).
Семь лет пришлось ему работать, чтобы получить в жены Рахель. Почему? Раши пишет (Берешит 29:11): «Поскольку Элифаз, сын Эсава, преследовал его по приказу своего отца, чтобы убить его, и нагнал его. Но Элифаз вырос на коленях Ицхака, и потому он убрал руку (не стал убивать). “Что же делать с приказом отца?” — спросил он. Сказал ему Яаков: “Возьми все, что у меня есть, — бедный считается мертвым”».
Взгляни же и узри —
его отец Ицхак был воплощением трепета. Не случайно качество страха связывается с ним, как сказано: «Страх Ицхака». Он был также пророком и обладал духом святости. С Небес было постановлено, чтобы он временно не замечал испорченность Эсава, поскольку нужно было, чтобы Яаков именно таким образом получил благословения. Эти вещи принадлежат скрытым замыслам Творца. Но сразу же после благословения Ицхак содрогнулся от страха, увидев, что ад открылся под ногами Эсава, а рай сопутствует Яакову.
У Ицхака есть такой внук, как Элифаз, который в будущем осквернится развратом. И Ицхак, воплощение трепета, приближает к его себе и выращивает «у себя на коленях»?
Но посмотри — тем самым Ицхак спасает Яакова от смерти. Фактически, он спасает весь народ Израиля: «Поскольку Элифаз рос на коленях Ицхака, отвел свою руку».
Ко мне приходят ученики со слезами — их выгнали из ешивы, отправили домой.
Почему и за что? Потому что они не учатся, а бездельничают. Возможно, делают глупости и ведут себя неподобающим образом. И как на это нужно реагировать? Выбрасывать их на улицу?! Может, еще в море их утопить или привязать к железнодорожным рельсам? Если они не вредят другим, стоит, как мы видим, выращивать Элифаза на своих коленях. Польза очевидна — пусть будет даже грабителем, но хотя бы не убийцей!
Известно, что говорил о таких случаях Хазон Иш. Если ешива выгоняет ученика, который ослаб в учебе и понизил свой уровень, она похожа на больницу, отправляющую домой больных в критическом состоянии. Такие врачи думают, что пусть лучше эти больные умрут дома, и их не придется добавлять к больничной статистике, в которой и так высокая смертность.
К этому я добавил следующее.
Царь Хизкия был праведником и обладал святым духом. Он был достоин стать Машиахом (Санедрин 94 а). Потом он заболел, и пророк Ишайя пришел сказать ему от имени Б-га: «Пиши завещание дому своему, ибо умрешь ты и не оживешь» (Млахим 2, 20:1). Почему? Потому что не женился.
Хизкия стал объяснять, что он так поступил не по злой воле, но напротив — во имя Небес. Он видел святым духом, что от него произойдут недостойные дети. Но Ишайя ответил ему: «Какое тебе дело до тайн Всевышнего? На тебя возложено сделать свое дело».
Тогда Хизкия сказал ему: «Дай мне свою дочь в жены — быть может, твои и мои заслуги помогут произвести на свет достойное потомство».
Он выздоровел и взял в жены дочь Ишайи. У него родились Менаше и Равшаке. Однажды он посадил их себе на плечи и отнес в дом учения. Один из детей сказал: «На голове отца надлежит рыбу жарить». Другой сказал: «На ней нужно приносить жертвы идолам».
Хизкия бросил их о землю. Равшаке умер, а Менаше остался жив. Хизкия потом говорил о себе: «У скупого плохие сосуды» (Ишайя 32:7) — то, что я был «скуп» в этой заповеди и не взял жену, в итоге не помогло, и у меня все равно появились дурные дети.
И действительно, Менаше внес идола в храм, убил своего деда Ишайю и залил Иерусалим кровью от края до края. В конце он был пойман армией ассирийского царя, и его посадили в медный котел, а внизу разожгли огонь. Увидев, в какой беде он оказался, он не пропустил ни одного идола, к которому не воззвал бы, чтобы тот пришел и спас его. И когда уже ничего не помогло, он подумал: «Помнится, отец мой читал такие слова: “Когда будешь в беде, и настигнут тебя все эти вещи, ты вернешься к Б-гу Всесильному твоему и будешь слушаться голоса его, ибо милосерден Б-г Всесильный твой, не оставит тебя и не погубит” (Дварим 4:30)». И Б-г сделал для него проход под престолом славы и вернул его на царство.
Отсюда мы учим, что даже зная благодаря святому духу, каким будет Менаше и насколько далек он будет от мира своего отца, Хизкия не переставал учить его, читать и повторять ему Тору.
Менаше был хуже, чем все, кто царствовал до него. Он грешил и вводил в грех других, делал зло людям и зло перед Небесами. И спустя десять лет, в бедственном положении, он вспомнил фразу, которую читал ему отец. Он ухватился за нее и вернулся к Б-гу, став праведным царем на оставшиеся тридцать три года (Седер Олам, Санедрин 103 а).
Как удивительно Мидраш (Дварим Раба 2:20) комментирует фразу: «Труд праведного — к жизни, а плоды нечестивого — к греху» (Мишлей 10:16). «Труд праведного к жизни» — это Элифаз, который рос на коленях у Ицхака. «Плоды нечестивого к греху» — это Амалек, который рос на коленях Эсава.
Какая ответственность ложится на отца и деда, а в наши дни еще и на детский сад, на младшую и старшую ешиву и на каждого, кто участвует в воспитании ребенка! (Ве-игадта)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону