«Когда дашь обет» (23:22). Будучи еще подростком, Хатам Софер привязался к своему учителю, раву Натану Адлеру. Это было в то время, когда тот был в должности раввина Франкфурта. Когда же рав Натан был принят на такую же должность в городе Боскович, он отказался взять своего юного ученика с собой из-за большого расстояния между двумя городами.
Перед тем, как выехать из Франкфурта в Боскович, учитель спросил своего ученика, чего бы тот хотел попросить у него в этот момент расставания. Хатам Софер ответил: «Одного лишь прошу я: видеть лицо учителя также и в Босковиче».
И рав Натан Адлер благословил его, чтобы это сбылось.
Выйдя из дома учителя, молодой человек вспомнил, что, высказав желание видеть лицо учителя в Босковиче, он не добавил «без обета» (бли недер). В сердце его промелькнули слова из книги «Шней Лухот а-Брит» о том, что обо всем, чего хочешь сделать, нужно говорить «без обета».
Поэтому он взял ноги в руки и кинулся бежать за каретой учителя, которая уже выехала в путь. И хотя раби Натан Адлер ехал в красивой карете, запряженной быстрыми лошадьми, едва он в первую же ночь прибыл на постоялый двор, он встретил там молодого человека, ожидавшего его.
«Как это ты так быстро добрался сюда? Неужели дорога сама перенесла тебя?» — спросил раби Натан с удивлением. Он увидел в этом большую любовь ученика и его желание помогать и прислуживать и решил все-таки взять его в Боскович на своей карете.
С тех пор не отходил ученик от своего наставника.
Хатам Софер рассказывал своим ученикам, что когда он однажды ехал со своим учителем зимой, раби Натан захотел поесть что-нибудь из припасов, которые он взял с собой в путь, но не нашел воды для омовения рук. Из-за мороза на улице вся вода замерзла.
Хатам Софер, видя страдания учителя, решил достать для него воду любой ценой. Он сказал раби Натану, что поскольку слегка замерз, то хочет сойти с кареты и пройти часть пути пешком, чтобы ходьба согрела его.
Спустившись на землю, он взял чашку, а в другую руку взял лед, и согреваясь от ходьбы, растопил его, превратив в воду.
Так делал он, пока чашка не наполнилась. Тогда он вновь поднялся в карету и протянул учителя чашку с водой.
Рассказывая эту историю своим ученикам, Хатам Софер говорил им: «Я был верным учеником — я действительно лил воду на руки учителя». Всего этого он удостоился благодаря тому, что был осторожен с обетами.
Впрочем, иногда бывает, что человек, вопреки данному обету, пытается перехитрить Б-га. Ему нужно знать, что он не преуспеет в этом деле и в итоге еще и будет жестоко наказан.
История об одном еврее по имени Азриэль, который был крупным богачем. Поскольку он проявлял огромную скупость, жители города прозвали его «скупым Азриэлем». Однажды на него напала опасная болезнь, и он дал обет, что если Б-г излечит его, он продаст лучшего из своих быков, а деньги раздаст на милостыню.
Стоимость быка доходила до высокой суммы, но тем не менее из-за своей опасной болезни, угрожающей его жизни, богач пообещал раздать деньги нищим. И Б-г действительно смилостивился над этим евреем и исцелил его. Это было великим чудом, так что даже выдающиеся врачи, лечившие его, не понимали, как такое произошло.
Но едва богач встал с постели, он тотчас стал сожалеть о данном обете. Впрочем, он боялся нарушить его, и потому в уме у него созрел коварный план, согласно которому ему не придется «выбросить» столько денег на милостыню, но и обет не будет нарушен. Что же он задумал?
Взял скупой Азриэль лучшего из быков, цена которого достигала 400 серебряных рублей, а вместе с ним взял и курицу ценой в два рубля. Пришел он к мяснику и спросил, не желает ли тот купить быка.
Когда мясник спросил, сколько денег он хочет за быка, Азриэль ответил: «Всего два рубля». Мясник засмеялся, думая, что стоящий перед ним человек, наверное, сошел с ума. Но Азриэль продолжал утверждать, что продаст быка по заявленной цене.
Взял мясник два рубля и уже собирался отдать владельцу быка. Но в этот момент Азриэль заявил, что хочет продать и курицу. «Ну и какова цена твоей курицы?» — спросил мясник. «Она стоит 400 серебряных рублей! — провозгласил скупец, — и от этой суммы я не убавлю ни копейки. А быка за два рубля я продам лишь тому, кто купит курицу за 400».
В итоге мясник заплатил всю стоимость, зная, что по сути дела ничего не проигрывает — что платит настоящую цену за оба товара, хотя и в обратном порядке…
Когда скупой Азриэль получил деньги, он с радостью направился к дому, а бедным отдал всего два рубля, оставив себе несколько сотен, вырученных за курицу.
По глупости он думал, что таким образом сможет «спасти деньги», обещанные бедным. Но он не понимал, что Всевышний следит и все видит… Не прошло и двух дней после того случая, как богач заболел вновь и в этот раз еще более тяжелым недугом.
Что же он сделал в этот раз? Он обещал дать деньги на милостыню… причем гораздо больше, чем в прошлом. Но теперь уже поезд ушел. Через несколько дней болезнь одержала над ним верх, и отправился Азриэль в мир иной (Бархи Нафши).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону