«Закон справедливый» (16:18). В Гмаре (Санедрин 7 а) приводится изречение, из которого можно понять, как человек должен относиться к закону Торы. Гмара предлагает человеку, проигравшему в суде, чтобы он, даже если у него отняли последнюю рубашку для выплаты истецу, уходил с песнями и ликованием. Раши объясняет: «Поскольку ему вынесли справедливый приговор, он ничего не потерял. У него просто отняли украденное».
Гмара продолжает разбираться с этим принципом и говорит, что Шмуэль в качестве источника для него приводит фразу из Писания: «Также и весь народ этот на свое место придет с миром». Это находится в словах Итро, обращенных к Моше. Иными словами, в естественной ситуации должно было быть так, что после любого судебного заседания один уйдет довольным, а второй — наоборот. Как же тогда говорится, что «весь народ этот придет с миром»?
Отсюда мы видим, что и тот, кто проиграл в суде, уходит с миром. Он рад результатам суда, потому что теперь не нарушит запрет присвоения чужого имущества.
Следовательно, даже если кто-то потерпел убытки в результате суда, это вовсе и не считается убытками. Вместо этого он должен петь и танцевать.
Был случай с Реувеном, который подошел к одному главе ешивы и хотел сделать пожертвование в виде солидной суммы, чтобы рав и его ученики помолились за его успех против Шимона в суде. Все разбирательство вращалось вокруг имущества, которое стоило больших денег. И каждая из сторон заявляла, что это имущество принадлежит именной ей.
Рав принял пожертвование и сказал этому человеку, что за него будут молиться до самого дня суда, а Б-г принесет спасение.
И вот, наступил судьбоносный день суда. После длительных разбирательств постановили, что истина на стороне Шимона, а не его соперника. Едва они вышли из зала заседаний, как тотчас Реувен видит, что Шимон спешит позвонить… тому самому главе ешивы и благодарит его от всего сердца за то, что благодаря его молитвам он выиграл в суде.
Услышав такие слова, Реувен был ошеломлен. Теперь ему стало ясно, что Шимон тоже обращался к главе ешивы, а тот и за него молился, чтобы принести ему успех в суде.
Теперь у него возник вопрос: нет ли у него права, в связи с фактом, что рав молился за его противника Шимона, востребовать обратно сумму, пожертвованную ешиве? На первый взгляд, здесь произошла «ошибочная покупка». Ведь как можно одновременно молиться за успех двух людей, которые противостоят друг другу. Это создает внутреннее противоречие в молитве. Либо я побеждаю, а мой супостат терпит поражение, либо я проигрываю, а он одерживает верх.
На это отвечает рав Ицхак Зильберштейн: из Гмары в трактате Санедрин мы учим, что заявление Реувена, будто невозможно молиться сразу за успех двух противников в суде, неверно. Молитва за успех на суде не означает молитву именно за победу на нем. Молятся за то, чтобы прояснилась истина. Даже если проигрываешь и тем самым избегаешь греха присвоения чужого имущества, это тоже успех! Об этом тоже нужно молиться.
Отсюда можно сделать вывод, что уместна молитва, чтобы оба судящихся друг с другом обрели успех: один получит принадлежащее ему имущество, а второй обретет спасение от тяжкого греха.
Сказанное раскроется в дополнительных красках благодаря следующей истории. Когда власти в России решили прибегнуть к жестоким мерам против евреев, главы общины стали стараться раздобыть разрешение на прием к русскому царю. Идти к нему должен был гаон раби Ицхак из Воложина — быть может, ему удастся объяснить правителю, в чем суть еврейской веры и мировоззрения.
Разрешение было выдано, и раби Ицхак пришел во дворец царя. А тот, среди прочего, выдвинул перед ним следующий вопрос: «Молитесь ли вы за меня перед вашим Б-гом, чтобы я преуспел во всех моих делах?»
Гаон ответил ему: «Непременно! У нас есть на то особая молитва: Дающий спасение царям».
Но царь продолжил: «А евреи Германии тоже молятся за благополучие их царя?»
«Конечно», — ответил раби Ицхак.
С интонацией победителя царь продолжил спрашивать. «Тогда у меня против вас серьезный аргумент. Если российские евреи молятся за меня, и Всевышний слышит их просьбы, то Он поспешит помочь мне. А когда немецкие евреи взывают в молитве об успехе их государя, который является моим врагом, Б-г слышит и их. Но ведь Всевышний-то один, и отсюда вытекает неразрешимое противоречие! Как может быть, что Он будет действовать в обоих направлениях? Он будет помогать либо одному, либо другому!»
Когда раби Ицхак уходил со встречи, он выразился так: «Ко всем вопросам я был готов, но только не к этому… о таком я и подумать не мог». Что же делает еврей в такой ситуации? Он молится Б-гу, чтобы Он вывел его из замешательства. Раби Ицхак тоже излил душу перед Творцом, чтобы Он вложил в уста его достойный ответ. Праведник молится, а Всевышний спасает.
Отвечает раби Ицхак из Воложина царю: «Ответ на Ваш вопрос находится в той же молитве, а также и во фразе пророка: “Прокладывающий в море путь, в водах могучих стезю” (Ишайя 43:16).
Если следовать Вашей логике, царь, возникает затруднение. Ведь среди отплывающих в море на кораблях есть те, кто плывут с востока на запад и нуждаются в западном ветре себе в помощь. А другие плывут как раз на восток, и им нужен ветер восточный. То же самое верно и для плывущих с севера на юг и с юга на север. Каждый молится, чтобы добраться до цели, и все действительно как-то доплывают. Как же такое возможно? Всевышний ведь внемлет либо одним, либо другим. Как молитвы всех их могут сработать?
Однако все каким-то образом устраивается. У Всевышнего есть сила примирить противоположности. То же самое и в Вашем вопросе. Б-г может услышать молитвы как евреев Германии, так и евреев России».
За короткое мгновение придти к такому ответу — дело почти сверхестественное. Царь и сам увидел в этом Б-жье провидение, и встреча имела положительные последствия.
То же самое ответим и в нашем предыдущем рассуждении. Молиться можно сразу и за успех Реувена, и за успех Шимона, и Б-г сделает так, что победит тот, кому положено имущество, а второй спасется от греха кражи (Бархи Нафши).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону