«И будешь голодать» (8:3). Насколько важно для нас оправдывать других, мы можем выучить из истории, случившейся с раби Моше Ойербахом, который приехал из Германии и основал первую религиозную школу в Петах Тикве.
Рав Ойербах был выдающимся мудрецом Торы и воспитателем, так что некоторые даже называли его «немецкий Хафец Хаим». В период, когда он уже жил в Петах Тикве, разразилась война между Израилем и соседними арабскими странами, и во многих местах был тяжелый голод.
Я и сам, — рассказывает рав Ицхак Зильберштейн, — помню, как в период моей учебы в «Эц Хаим» мы почти не ели и большую часть дня были очень голодными. Кроме маленького куска хлеба, который нам раздавали во время перерыва, никакой сытной пищи к нам не попадало.
В ешиве рава Ойербаха тоже было принято давать каждому ученику во время перерыва маленький кусок хлеба. Там был один ученик, который каждый раз, получая свой кусок, вел себя очень странно. Он выходил во двор и бросал его через забор.
Его товарищи сильно удивлялись этому. Кроме запрета бросать хлеб как такового, как возможно, чтобы ребенок не был голоден в это военное время? Они выразили ему свое удивление, но он не обращал внимания и продолжал свой странный обычай.
Когда друзья увидели, что их слова не доходят до него, они обратились к директору, раву Ойербаху, и рассказали ему о непонятном поведении ученика, попросив вмешаться в ситуацию. Директор и сам был в недоумении и попробовал обратиться к ученику. Но к огромному изумлению тот словно уши закрыл и продолжал бросать куски хлеба за забор.
Дело дошло до того, что директор позвал этого ученика в свой кабинет и сказал ему, что если тот сделает так еще раз, его прогонят из школы. Теперь-то уж все были уверены, что он будет вынужден прекратить свое странное поведение.
Однако, этого не произошло. На следующий день он снова бросил кусок хлеба. Тогда директору пришлось сообщить ему, что его исключают из школы.
И вот, приходит отец этого ученика в кабинет директора со слезами на щеках и рассказывает ему всю правду: «У нас дома тоже тяжелый голод, и каждый ребенок ежедневно получает кусок хлеба, — говорит отец, — Одному из моих маленьких детей не хватает того, что он получает, и поскольку голод мучает его, он плачет без остановки.
У его старшего брата, который учится в вашей в школе, пробудилось милосердие, и он решил давать ему каждый день своей кусок. Он договорился с младшим братом, чтобы тот ежедневно стоял за забором школы в назначенный час, когда раздают хлеб. И тогда старший брат бросит ему кусок. Так они и поступали изо дня в день».
Рав Ойербах, услышав эти слова, содрогнулся и заплакал. После этого он выступил с речью перед учителями в школе и говорил об обязанности оправдывать других, возложенной на каждого еврея, а особенно на воспитателей. Хотя никто не был способен и подумать о таком варианте, что ребенок будет бросать хлеб, чтобы накормить своего младшего брата, все же, — продолжил директор, — мы должны были разбораться во всем, как следует (Бархи Нафши).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону