«Притупи ему зубы». Допустим, выразить грешнику возмущение — это было бы нормально, но зачем сказано притупить ему зубы? Прежде, чем ответить, приведем рассказ.
В Польше очень распространено пьянство. Полиция усердно трудится, чтобы останавливать пьяных водителей на дорогах. Те, разумеется, заявляют, что ни капли алкоголя не пили. Просто у них зубы болели, вот они и ополаскивали рот водкой. А как горло заболит — немного смачивали его спиртным, вот и все. Тогда их приводят в полицейский участок, где есть узкая дорожка. Им говорят: «Езжай!» Если такой водитель может ехать ровно, его отпускают.
Однажды привели одного водителя в нетрезвом виде и сказали ему ехать. Он запротестовал: «Это что, западня? Сначала выравняйте дорогу». После этого уже и проверок-то не требовалось.
То же самое в вопросах веры. Вера сама по себе проста и верна. Вся проблема — в голове: человек прямое видит кривым. Нет ничего проще, чем доказать правильность веры, но только не пьяному.
А что это за вино такое, которое вызывает головокружение и искажает правильное? Заглянем в Гмару (Орайот 13 а). Там перечисляются продукты питания, улучшающие память. Некоторые другие, наоборот, способствуют забыванию изученного. Например, пищу, которую ела мышь, нужно после этого избегать. Ученики спрашивают великого раби Элиэзера: «Почему собака признает своего хозяина и верна ему, а кошка нет?»
Странный вопрос. Какое это имеет отношение к теме, и почему учитель должен понимать психологию домашних животных? Зачем нужно было помещать этот вопрос в святой Гмаре? Раби Элиэзер отреагировал на вопрос и сказал: «Здесь работает принцип “тем более”. Если тот, кто ест пищу, которую грызла мышь, теряет память, то кошка, которая ест саму мышь, тем более все забудет».
Я много думал о том, что здесь написано, и кажется, мне удалось отыскать правильное объяснение. Просто удивительно… «Бык знает хозяина своего, — говорит пророк, — и осел узнает корыто своего владельца» (Ишайя 1:3). У животных в природе заложено узнавать своих хозяев. Верность собаки в этом отношении гораздо больше обычной, но вот то, как кошка игнорирует своего хозяина, — это совсем поразительно. Это противоречит основной природе животных.
Ясно, что ученики раби Элиэзера интересовались не природой зверей. Они хотели найти сравнение для природы человека. Некоторые люди привязаны к Творцу и абсолютно верны Ему, словно преданные псы. Большинство людей верят в Создателя и признают Его, даже если и не привязаны к Нему так сильно. Но когда появляется тот, кто отрицает само бытие Творца, его можно уподобить кошке. Такая уж у него сущность. Об этом и спрашивают: почему так? Что привело его к этому?
И что же отвечает раби Элиэзер? Кошка по природе тоже признает хозяина, да вот только ест она пищу, от которой теряют память. Если провести аналогию, грешник ест запрещенную пищу, а она закупоривает сердце и искажает правильное восприятие (Йома 39 а). Тогда уже никакие увещевания не помогают. Опьянев, он видит ровную дорогу так, словно она извивается зигзагами. Сначала нужно «притупить ему зубы», чтобы не ел запрещенную пищу, и лишь потом можно будет говорить с ним о вере. Более того, после этого он и сам все увидит!
«Палец Б-га это». Гаон из Вильны дает удивительный комментарий: пальцем предупреждают, а рукой бьют. Все кары, свалившиеся на египтян в их стране, были только предупреждениями. А на море их постигло наказание «большой рукой» — там они отыскали свою погибель.
Удивительно: кровь, жабы, вши, звери, мор, болезнь, град, саранча, тьма и гибель первенцев — все это не более, чем предупреждения?
Сколько страдания, боли, потерь и несчастий — и все это только, чтобы предостеречь? Ужас! Когда мы видим, что получили наказание в виде телесных страданий или имущественных потерь, то говорим: «Пусть это зачтется нам как искупление грехов». Думаем, что выплатили свой долг. А кто знает? — может, все это было только предупреждением, и нужно поспешить улучшить свое поведение. Может быть, все это было только «пальцем», а впереди еще ждет «рука».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону