Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Молитва и благословения, Ита Минкин, Ита Минкина, Младшие школьники
Шалом.
Мои дети не хотят молиться дома, в том числе произносить благословения после еды. Раньше я их уговаривала всеми способами, а сейчас перестала — и всё: никто и не вспоминает помолиться. Иногда — очень редко.
Я, естественно, очень хвалю. Но обычно они говорят, что, конечно, помолятся, но потом. Потом играют, и всё — уже поздно… Дети от 6 до 9.
С уважением, N.
Уважаемая N.,
Пожалуй, самый лучший способ приучить детей произносить благословения — не уговаривать и не сердиться, когда они забывают. И даже больше: когда они забывают — делать вид, что Вы ничего не заметили, что все в порядке. Но перед тем или во время того, как Вы подаете еду, произносить благословение как бы между прочим, ни к кому конкретно не обращаясь.
И после еды — то же самое: когда они закончили, произнести только начало благословения («Борэ нэфашот» — «…Сотворивший множество живых существ и всё, в чём они нуждаются»). Детям, которые продолжили, Вы с улыбкой отвечаете «Амен», но не хвалите особенно. Как бы давая понять, что произносить благословение — это дело обычное, само собой разумеющееся.
Из Биркат а-Мазон детям этого возраста (старшему из них) достаточно произносить только первую часть ( до «а-зан эт а-коль» — «Который питает всех»). После этого ответьте им «Амен» с чувством, и на этом — всё.
Детей шести-семи лет (и младше, конечно), если Вы знаете, что они не любят говорить даже это (правда, детям сложно говорить так много), научите произносить: ТОДА ЛЭ-АШЕМ А-ТОВ АЛЬ А-ОХЕЛЬ ТАИМ ЛА-РОВ! («Спасибо Всевышнему Милостивому за вкусную еду в изобилии» — вместо Биркат а-Мазон после трапезы с хлебом, вместо «Аль а-михья» — «за пропитание» после того, как ели выпечку, вместо «Борэ нефашот» — после того, как ели мясо, яйца, молочные продукты).
Этого достаточно, говорю Вам с полной ответственностью. И даже ребенку девяти лет можно позволить произносить только эту короткую благодарность. Обычно дети это любят, можно научить их произносить хором.
Если Вы показываете, что довольны, и говорите что Ашем рад их благодарности (но скажите коротко, не пускаясь в лекции), то у них постепенно проснется желание произносить первую часть Биркат а-Мазон, или хотя бы будет для этого терпение. Если Вы видите, что они отлынивают, не хотят говорить вообще, смотрите на это сквозь пальцы. Это — единственный способ не вызвать у них антагонизма, неприятия и упрямства.
Этот способ придуман не мной, а мамами из тех семей, которые уже много поколений воспитывают богобоязненных евреев. Звучит парадоксально, правда? Но всё именно так… и с этим ничего не поделаешь…
С уважением, Ита Минкина
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону