Темы: Воспитание детей, Поощрение, Внимание к ребенку, Ита Минкин, Внутренний мир, Общение с детьми, Самооценка, Зависимости
Подскажите, пожалуйста, как правильно хвалить ребенка. Конечно, хвалим только за конкретное действие и никогда не просто так. Но я слышала от психолога, не знаю, насколько это правда, что часто хвалить ребенка даже за конкретные действия нельзя! Например, если ребенок принес рисунок, не нужно говорить: как красиво!! А нужно сказать: о, ты нарисовал дерево, солнышко и т.д. Вопрос заключается в том, чтобы не выработать у ребенка зависимости от постоянной чьей-либо похвалы и чтобы во взрослой жизни у него не было комплексов и сильных переживаний потому, что его не похвалил на работе, в коллективе или даже, наоборот, нашли какой-то недостаток. Спасибо большое заранее за ответ! Н.
Уважаемая Н.!
Вы правы, хвалить надо уметь!
Если просто сказать «как красиво!», это сэкономит родителям время на подбор слов, но детей это, как правило, не убедит и ничего нового о себе они не узнают. Только испытают секундное приятное чувство.
Например, мальчик показывает маме рисунок.
«Как красиво!» — восклицает мама.
«Она, правда, так считает или просто говорит, чтобы я отстал?» — думает ребенок.
И даже если родители приходят в настоящий восторг и восклицают: «Изумительный рисунок!», ребенок вполне может подумать: «Да-а, вот видели бы они рисунок Миши… они бы так про мой не говорили…»
И если Вам кажется, что я описываю чувства детей циничных, вспомните свою или чужую реакцию на комплимент, который в Ваших глазах был чрезмерен… И дети, в общем, так же реагируют (только молча). Или спрашивают снова и снова: «Правда, красивый? Нет, правда?», или восклицают: «Фу, он уродливый!». И бедный родитель отвечает: «Да нет же, я же сказал: красиво! Что тебе еще надо?!»
Правильно хвалить не так сложно, надо только добавить чуть-чуть личного отношения. Итак.
1) Опишите то, что Вы видите: «Я вижу солнышко, дерево и облака». Или (если ребенок прибрал свою комнату): «Я вижу, что все книжки стоят на полке, кровать застелена, а игрушки в коробке». Или: «Я видела, как ты терпеливо отвечал тете Рине про то, что учишь в школе, и хотя, я знаю, ты торопился, ты сдержался и не показал ей этого».
2) Скажите (или опишите), какое чувство у Вас это вызывает. В примере с рисунком: «Мне это напоминает дачу…. Ах, как бы я хотела сейчас оказаться где-то за городом, на траве, почувствовать солнышко…». В примере с прибранной комнатой: «Меня очень радует, когда я вижу, что все вещи лежат на своем месте. В такой комнате я чувствую себя комфортно». Или в примере с тетей Риной: «Я горжусь, что мой сын терпеливо разговаривает с пожилой женщиной».
Когда Вы достаточно поупражняетесь в выполнении первых двух пунктов, можно добавить третий.
3) Скажите одним-двумя словами, как Вы определили бы такой рисунок и такое поведение: «Это рисунок С ДУШОЙ! (или С НАСТРОЕНИЕМ!)»
Ребенок тогда может подумать: «Миша, может, и рисует красивее, чем я, а я зато рисую С НАСТРОЕНИЕМ!» Или (в примере с прибранной комнатой): «Это я называю ОРГАНИЗОВАННОСТЬ!» Или (в примере с тетей): «Для меня это пример настоящей ВЕЖЛИВОСТИ (КОРРЕКТНОСТИ)».
Ребенок, чьи родители год за годом делают эти маленькие усилия (а пока не привыкнешь, это, правда, требует некоторого усилия), получает от похвалы нечто значительно большее, чем просто минутное приятное чувство, он получает НОВОЕ ЗНАНИЕ о себе.
«Мои рисунки будят воспоминания», «Я умею создавать комфорт», «Я умею сдерживаться, чтобы не обидеть».
У ребенка, которого хвалят так, как мы описали, вырабатывается самоуважение, основанное на ТОЧНОМ, КОНКРЕТНОМ знании своих положительных черт или талантов. А это, согласитесь, достаточный противовес переживаниям о том, что кто-то не похвалил или даже покритиковал!
Спасибо за Ваш вопрос, с уважением, Ита Минкина
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону