Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети
Шалом, уважаемые раввины. Возможно, подобный вопрос уже освещался, но всё же спрошу. Если не давать возможность ребёнку рассказать о том, кто обижает его, оскорбляет или угрожает (пусть даже по-детски и «в шутку») — в детсаду, в хедере или далее в ешиве, то как он сможет вовремя получить необходимую помощь и поддержку? Как ребёнок может нормально развиваться и слушаться взрослых (родителей и учителей), если ощущает, что его проблема их не интересует и, более того, нужно найти обидчику оправдание (ладун лэ-хаф зхут)? А.
Уважаемая А.,
Вы совершенно правы, нельзя, чтобы у ребёнка создалось ощущение, что родители проявляют безразличие к его проблемам под прикрытием Галахи.
Но я думаю, что нам как родителям нужно научиться различать две ситуации. Первая — обычные детские споры и пререкания, которые иногда даже переходят в драку. В этих случаях самое главное — успокоить ребёнка и помочь ему найти пути помириться или защитить себя. Вторая — ситуация, когда ребёнок превращается в жертву старших или более агрессивных детей, которые его бьют ни за что, ни про что, отбирают вещи, унижают и терроризируют. В этих случаях совершенно необходимо выяснить у ребёнка имена обидчиков и объяснить ему, что сейчас надо говорить всю правду и называть имена: это необходимо сделать и ради него самого, чтобы защитить его, и ради «агрессоров» — чтобы они научились вести себя правильно. Это то, что называется «ради пользы».
Если мы видим, что ребёнок постоянно боится идти в садик или в школу или не хочет выходить на детскую площадку, то, скорее всего, имеет место ситуация номер два, и с этим и по Галахе необходимо разобраться правильно. Хофец Хаим говорит, что если человеку наносится ущерб, то его можно оградить от этого, рассказав о действиях злоумышленника.
О том, что нужно ладун лэ-хаф зхут, искать оправдания каждому человеку. Здесь никак не имеется в виду, что мы должны говорить: «Смотри, он хороший, он только немножко дерётся и немножко говорит гадости». Ладун лэ-хаф зхут — это и сказать ребёнку: «Видимо, он невоспитанный и не умеет решать проблемы по-хорошему». Когда мы так говорим, с одной стороны, это чистая правда, а с другой, мы проявляем сочувствие к ребёнку, учим его правильным нормам поведения и не защищаем дурное поведение другого. Наш Закон не носит христианского характера и не требует от нас учиться подставлять другую щёку. Надеюсь, что Вам и другим родителям удастся правильно «балансировать» и, с одной стороны, не вмешиваться в нормальные детские конфликты, а с другой, защитить, если нужно, своих детей и научить их защищать себя. Если для этого необходима помощь другого взрослого, то за ней следует обратиться — ради своей пользы и пользы тех, кому нужно научиться вести себя как следует.
Возможно, стоит отправить ребёнка в какую-нибудь секцию самообороны. Очень часто даже одной уверенности ребёнка в том, что он может себя защитить, вполне достаточно, чтобы остановить драчунов, т.к. они обычно пристают к детям, которые кажутся более слабыми и испуганными.
С уважением, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону